Школьная энциклопедия. Польза морской воды для носа Что является причиной головной боли при погружении

Передвижение по рекам и морям на кораблях в истории известно уже более пяти тысяч лет. На сегодня, согласно общепринятой терминологии, морское судно - это грузовое, пассажирское или промысловое крупногабаритное плавсредство, корабль - военное. Перечислять и судов можно долго. Самые известные морские - это парусники и яхты, пассажирские лайнеры и пароходы, катера, танкеры и сухогрузы. Корабли - это авианосцы, линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки.

Строение корабля

К какому бы виду или классу не относилось плавсредство, ему присущи общие элементы конструкции. В первую очередь, конечно, корпус, на котором установлены надстройки различного назначения, мачты и рубки. Важным элементом всех судов являются двигатели и движители, в общем, силовые установки. Для жизнедеятельности плавсредства имеют значение устройства, системы, электрооборудование, трубопроводы и оборудование помещений.

Оснащаются еще рангоутом и такелажем.

Носом называется передняя, кормой - задняя оконечности корпуса, его боковые поверхности - бортами. Правый борт по ходу движения моряки называют штирбортом, левый - бакбортом.

Дном или днищем называется нижняя часть корабля, палубами - горизонтальные перекрытия. Трюм корабля - это самое нижнее помещение, которое находится между днищем и нижней палубой. Межпалубное пространство называется твиндеком.

Конструкция корпуса корабля

Если говорить о корабле вообще, будь то военный корабль или гражданское судно, то корпус его представляет собой водонепроницаемое тело обтекаемой формы, полое внутри. Корпус обеспечивает плавучесть судна и является базой или платформой, на которой монтируется оборудование или вооружение в зависимости от назначения корабля.

Тип судна обуславливает и форму корпуса, и его размеры.

Корпус корабля состоит из набора и обшивки. Переборки и палубы - это элементы, присущие определенным типам судов.

Обшивка может быть изготовлена из дерева, как в древности и сегодня, пластмасс, сваренных между собой или склепанных стальных листов или даже железобетона.

С внутренней стороны для поддержания прочности и формы корпуса обшивка и палуба подкреплены набором жестко скрепленных между собой балок, деревянных или стальных, которые располагаются в поперечном и продольном направлениях.

В оконечностях корпус чаще всего заканчивается прочными балками: в корме — ахтерштевнем, а в носу - форштевнем. В зависимости от типа судна обводы носовой части могут быть разными. От них зависит уменьшение сопротивления движению судна, обеспечение маневренности и мореходных качеств.

Подводный нос корабля уменьшает сопротивление воды, а значит, увеличивается скорость судна, и уменьшается расход топлива. А на ледоколах форштевень сильно наклонен вперед, за счет чего судно наползает на лед и разрушает его своей массой.

Набор корпуса

Корпус любого судна должен иметь прочные связи в вертикальном, продольном и поперечном направлениях, чтобы противостоять давлению воды, ударам волн при любом шторме и другим усилиям, которые действуют на него.

Подводные части корабля испытывают основную нагрузку. Поэтому по середине днищевого набора устанавливается главная продольная связь, которая воспринимает усилия, возникающие при продольном изгибе судна - вертикальный киль. Он проходит по всей длине корпуса, соединяется с форштевнем и ахтерштевнем, и его конструкция зависит от типа судна.

Параллельно килю вдоль него идут днищевые стрингеры, их количество зависит от размеров корабля и уменьшается к носу и корме, так как меньше становится ширина днища.

Часто для уменьшения влияния боковой качки корабля устанавливаются боковые кили, они не выходят за габариты корпуса по ширине и иметь разную конструкцию.

Вертикальные стальные листы, которые называются днищевыми флорами, устанавливаются поперек корпуса и привариваются к килю и могут быть проницаемыми и непроницаемыми.

Набор борта продолжает днищевый набор и состоит из стрингеров (продольных балок) и шпангоутов (поперечных ребер жесткости). Форштевень считается в военном кораблестроении нулевым шпангоутом, а средний шпангоут - миделем.
Палубный набор представляет собой систему пересекающихся продольных и поперечных балок - бимсов.

Оболочка корабля

Оболочка судна состоит из наружной днищевой и бортовой обшивки и палубного настила. Наружная обшивка - из горизонтальных отдельных поясов, соединенных различными способами: внакрой, встык, вгладь, елочкой.

Подводные части корабля должны быть самыми прочными, поэтому нижний (шпунтовый) пояс обшивки выполняется толще промежуточных поясов. Таким же по толщине является и пояс обшивки, который называется ширстреком, у бимсов верхней непрерывной палубы.

Палубный настил состоит из максимально длинных листов, которые опираются на палубный же набор, и ограничивает сверху корабля. Листы располагаются длинной стороной вдоль судна. Наименьшая толщина металлического палубного настила составляет 4 мм. может быть выполнен и из досок.

Палуба - это совокупность набора и настила.

Палуба судна

По высоте корпус корабля делится на несколько палуб и платформ. Платформа - это палуба, которая идет не по всей длине судна, а только между несколькими переборками.

Палубы называются по расположению на судне нижней, средней и верхней. В оконечностях корабля (по носу и корме) под нижней палубой проходят платформы, которые считаются сверху вниз.

Количество как палуб, так и платформ зависит от размеров судна, его назначения и конструкции.

Речные суда и суда смешанного плавания имеют одну главную или верхнюю палубу. Морские, как, например, пассажирский корабль, точнее - пассажирское судно, три палубы.

Крупные озерные пассажирские суда имеют промежуточную палубу, кроме главной, образующую межпалубное пространство.

Круизный лайнер может иметь значительно больше палуб. Например, на «Титанике» их было четыре, тянувшихся по всей длине судна, две платформы, не доходившие ни до носа, ни до кормы, одна прерывалась в носовой части, а одна располагалась только в передней части лайнера. Самый новый лайнер Royal Princess имеет девятнадцать палуб.

Верхняя палуба, ее называют еще главной, или основной, выдерживает наибольшие напряжения при поперечном сжатии и продольном изгибе корпуса. Палуба корабля обычно выполняется с небольшим подъемом в центре к носу и корме и выпуклостью в поперечном направлении, чтобы легче стекала к бортам вода, попавшая на палубу при волнении моря.

Надстройки корабля

Палубные надстройки - это надпалубные конструкции, расположенные по всей ширине судна. Они образуют закрытые объемы, которые используются в качестве служебных и жилых помещений. Бортовыми называют надстройки, боковые стены которых продолжают борт корабля. Но чаще всего помещения над верхней палубой не доходят до бортов. Поэтому существует несколько условное деление на собственно надстройки, которые располагаются на довольно большой длине судна, и рубки, тоже надстройки, но короткие.

Поскольку верхняя палуба корабля делится на участки, имеющие свои названия, те же названия даны и надстройкам, на них расположенным: баковая или носовая, кормовая или ютовая и средняя. Полубак - носовая надстройка - предназначена для увеличения носовой части корпуса.

Бак может занимать до 2/3 длины судна. В удлиненном баке располагают на пассажирских судах каюты, а на грузовых судах — грузовые твиндеки.
В кормовой надстройке - юте или полуюте - на устраивают жилые помещения для команды.

Между надстройками палубу ограждают фальшбортами, которые должны защищать палубу от заливания водой.

На морских судах, в зависимости от типа и назначения судна, рубки выполняют в несколько ярусов.

На речных судах рубками называют только помещения, в которых находится штурвал и радио, а все остальные сооружения на верхней палубе - надстройками.

Отсеки корабля

Строение корабля военного или гражданского судна подразумевает наличие водонепроницаемых отсеков, которые увеличивают его непотопляемость.

Внутренние вертикальные стенки (переборки) выполняются водонепроницаемыми, разделяющими по длине внутренний объем корабля на отсеки. Они препятствуют заполнению водой всего внутреннего объема при повреждении в подводной части корабля и распространению пожара.

Отсеки корабля, в зависимости от назначения, имеют свои названия. Главные силовые установки устанавливаются в отсеке, который называется моторным или машинным отделением. Машинное отделение от котельного отделяется водонепроницаемой перегородкой. Грузы перевозят в грузовых отсеках (трюмах). Жилые помещения для экипажа и пассажиров называют жилыми и пассажирскими трюмами. Топливо хранится в топливном отсеке.

Помещения в отсеках ограждают легкими переборками. Чтобы можно было попасть в отсеки, в палубном настиле выполняются люки прямоугольной формы. Их размеры зависят от назначения отсеков.

Судовая силовая установка

Силовая установка на судне - это двигатели и вспомогательные механизмы, которые не только приводят корабль в движение, но и обеспечивают его электроэнергией.

В движение корабль приводится главным движителем, соединенных валопроводом.

Вспомогательные механизмы обеспечивают судно электроэнергией, опресненной водой, паром.

По принципу работы и типу главного двигателя, а также источников энергии судовая силовая установка может быть паросиловой или паротурбинной, дизельной, дизельтурбинной, газотурбинной, атомной или комбинированной.

Судовые устройства и системы

Строение корабля - не только корпус и надстройки, это еще и судовые устройства, специальное оборудование и палубные механизмы, обеспечивающие эксплуатацию судна. Без рулевого или якорного устройства не представляют корабль даже люди, далекие от кораблестроения. А еще на каждом судне есть буксирное, швартовое, шлюпочное, грузовое устройства. Все они приводятся в действие и обслуживаются палубными вспомогательными механизмами, к которым относятся рулевые машины, буксирные, грузовые и шлюпочные лебедки, насосы и многое другое.

Судовые системы - это многие километры трубопроводов с насосами, приборами и аппаратами, при помощи которых откачивается вода из трюмов или стоки, подается питьевая вода или пена при пожаре, обеспечивается отопление, кондиционирование и вентиляция.

Механизмы машинного отделения обслуживаются топливной системой для питания двигателей, воздушной для подачи сжатого воздуха, охлаждения двигателей.

С помощью электрооборудования обеспечивается освещение на судне и работа механизмов и устройств, которые питаются от судовой электростанции.

Все современные суда оборудованы сложным навигационным оборудованием для определения направления движения (курса) и глубин, измерения скорости хода и обнаружения препятствий в тумане или встречных судов.

Внешняя и внутренняя связь на корабле осуществляется с помощью радиооборудования: радиостанций, ультракоротковолновых радиотелефонов, судовых телефонных станций.

Судовые помещения

Судовые помещения, сколько бы их ни было на судне, делятся на несколько групп.

Это жилые помещения для команды (офицерские каюты и матросские кубрики) и для пассажиров (каюты различной вместимости).

Пассажирский лайнер сегодня уже редкость. Мало кто позволяет себе перемещаться с малой скоростью на большие расстояния. Значительно быстрее можно совершить авиаперелет. Поэтому пассажирские каюты - это уже больше принадлежность круизных судов.

Пассажирские каюты, особенно на круизных судах, по комфортабельности делятся на несколько классов. Самая простая каюта напоминает купе железнодорожного вагона с четырьмя полками и практически без мебели, зачастую обращенная внутрь корпуса и не имеющая иллюминатора или окна, с искусственным освещением. А лайнер Royal Princess предоставляет пассажирам и роскошные двухкомнатные сьюты с балконами.

Каюта на корабле, именно на корабле военном - это помещение для отдыха офицеров команды. Командир корабля и старшие офицеры имеют отдельные одноместные каюты.

Общественные помещения - это салоны, кинозалы, рестораны, библиотеки. Например, круизный лайнер Oasis of the Seas на борту имеет 20 ресторанов, настоящий ледовый каток, казино и театр, рассчитанный на 1380 зрителей, ночной клуб, джаз-клуб и дискотеку.

К санитарно-хозяйственным помещениям относятся санитарно-гигиенические (прачечные, душевые, ванные комнаты, бани) и хозяйственно-бытовые, к которым относят кухни, всевозможные кладовые и подсобные помещения.

В служебные помещения пассажирам обычно доступ запрещен. Это помещения, в которых осуществляется управление судном, или находится радиооборудование, машинное отделение, мастерские, кладовые для запчастей и других судовых запасов.
К помещениям специального назначения относятся грузовые трюмы, хранилища твердого или жидкого топлива.

Парусное судно

Устройство парусного корабля немногим отличается от обычного судна. Только парусным вооружением, рангоутом и такелажем.

Парусное вооружение - набор всех парусов судна. Рангоут - детали, которые непосредственно несут паруса. Это мачты, реи, стеньги, бушприты, гики и другие элементы, знакомые по книгам о пиратах прошлых веков.

Специальные снасти, с помощью которых в определенном положении закрепляются мачты, бушприты и стеньги, называются стоячим такелажем, например, ванты. Такая оснастка остается неподвижной и делается из толстого смоленого, изготовленного из растительных материалов, или оцинкованного железного или стального троса, а в некоторых местах - цепей.

Подвижные снасти, с помощью которых ставят и убирают паруса, выполняют другие операции, связанные с управлением парусным судном, называются бегучим такелажем. Это шкоты, фалы и другие элементы, изготовленные из гибких стальных, синтетических или пеньковых тросов.

Во всем же остальном, даже в количестве палуб, похожи на собратьев.

Многопалубное судно под парусами появилось в XVI веке. На испанских галеонах в зависимости от водоизмещения могло быть от 2 до 7 палуб. Надстройка тоже строилась в несколько ярусов, в которых располагались жилые помещения для офицеров команды и пассажиров.

Строение корабля, по крайней мере, его основные конструктивные элементы, не зависит от типа и назначения судна, будь то парусники, приводимые в движение силой ветра, надувающего паруса, или колесные пароходы с паровой машиной в качестве движителя, круизные лайнеры с паротурбинной установкой, или атомные ледоколы.

Обычная ситуация – вы собираетесь нырять, подходите к воде, нагибаетесь, чтобы надеть ласты, и вдруг ощущаете болезненные явления в области бровей. Если вы на это не обратите внимания, ваши болезненные ощущения могут увеличиться и доставить вам немало хлопот при попытке нырять в глубину. Чтобы разобраться с этой проблемой, мы обратились с вопросами об этом явлении к кандидату медицинских наук Ирине Скидановой – заведующей отделением оториноларингологии, которая одновременно является подводным пловцом CMAS **.

Занимаясь подводным плаванием – будь то дайвинг, фридайвинг, – важно помнить о медицинских аспектах погружений на глубину. Перепады давления при спуске и всплытии могут спровоцировать повреждения органов или тканей – баротравму. Это касается полостей, заполненных газами, объем которых ограничен костным остовом – придаточные пазухи носа (баросинусит).
Есть два типа баротравмы: сжатие и обратное сжатие. Во время погружения воздух в придаточных пазухах носа будет сжиматься, а при всплытии расширяться в соответствии с законом Бойля. На поверхности мы не ощущаем медленные выравнивания давления. А быстрое повышение или снижение гидростатического давления сопровождается изменением объема воздуха в этих полостях, что может приводить к патологическим изменениям в слизистой оболочке. Баротравмы возможны даже у опытных ныряльщиков, поскольку при каждом погружении есть перепады гидростатического давления. Не придав значения легкому насморку, вы увеличиваете риск получить баротравму. Часто новички делают ошибку, считая, что раз мы дышим под водой через рот, носовое дыхание не важно. Необходимо учитывать и тот факт, что и у здоровых людей холодная вода может вызывать рефлекторный отек слизистой оболочки носа, блокируя соустья пазух, повышая риск развития баротравмы. Поэтому погружайтесь медленно, контролируя свои ощущения. Если у вас был прецедент возникновения болей в ушах или пазухах на глубине, перед следующим погружением проконсультируйтесь у ЛОР врача.

Что является причиной головной боли при погружении?

Причиной появления резкой головной боли при погружении на глубину может быть баротравма придаточных пазух носа. Это связано с перепадом давления в костных полостях, не способных растягиваться и сжиматься. Причиной нарушения выравнивания давления в пазухах является нарушение нормального функционирования их естественных отверстий (соустьев), которые открываются в полость носа. Анатомические особенности или воспалительные явления в полости носа и околоносовых пазухах способствуют закупорке этих отверстий. Воздух не может поступать в пазуху, и создается разрежение. Баротравма придаточных пазух носа обусловлена именно перепадом давления в замкнутых полостях, нарастающим отеком слизистой, который давит на нервные окончания, вызывая боль.По локализации боли можно точно сказать, какая пазуха поражена. Если нет четкой локализации головной боли, необходимо измерить артериальное давление (АД). При повышенном артериальном давлении необходимо принять соответствующие препараты, и только после нормализации АД оценивать состояние ЛОР-органов. Если головная боль купировалась, скорее всего, околоносовые пазухи в порядке. Кроме того, при повышении АД головная боль возникает чаще на поверхности. Если вы страдаете гипертонической болезнью, АД должно контролироваться до и после погружения, чтобы не вызвать неприятностей на глубине, например, в виде носового кровотечения.

Что такое придаточные пазухи носа и где они располагаются?

Придаточные пазухи носа – это полости внутри лицевой части черепа, которые открываются в полость носа маленькими отверстиями (соустьями). Внутренняя часть носа поделена с помощью носовой перегородки на две половины, они связаны с внешней средой посредством ноздрей, а с носоглоткой – посредством носовых отверстий (хоан). В каждой половине носа на боковой стенке имеются три валика – носовые раковины (верхняя, средняя и нижняя), которые образуют три носовых хода (верхний, средний и нижний). В средний и верхний носовой ход открываются соустья придаточных пазух носа. Две верхнечелюстные пазухи (гайморовы пазухи) – наиболее крупные пазухи, которые располагаются в теле верхней челюсти, проекция пазух находится по бокам от крыльев носа. Две лобные пазухи расположены над переносицей между надбровными дугами в толще лобной кости, имеют различную степень воздушного сообщения – чем хуже, тем тяжелее переносится перепад давления. Клетки решетчатого лабиринта – ячейки решетчатой кости, расположенные между глазницами на уровне основания носа. Клиновидная пазуха, расположенная в теле клиновидной кости, разделена перегородкой на две половины.

Какие заболевания верхних дыхательных путей являются противопоказанием к погружениям?

Противопоказания к занятиям дайвингом со стороны ЛОР-органов относительные, поскольку их можно устранить, проведя консервативное или хирургическое лечение.
Это: острые и хронические риниты; острые и хронические синуситы; злокачественные и доброкачественные образования придаточных пазух носа; искривление перегородки носа.
После окончания острых заболеваний верхних дыхательных путей лучше на несколько дней отказаться от погружений до полного восстановления носового дыхания и защитных сил организма. Ведь не только затрудненное носовое дыхание таит опасности. Ослабленный иммунитет на фоне переохлаждения в воде может дать осложнение даже легко перенесенного ОРЗ. Для принятия решения – нырять или нет – надо основываться на своем самочувствии и тяжести перенесенной инфекции.Конечно, сразу после хирургического лечения заболеваний носа и околоносовых пазух не следует погружаться. Восстановление после операций в полости носа и пазухах проходит в течение одного месяца. И даже после этого срока необходимо быть осторожными при первом погружении. Скорость спуска и подъема должна быть минимальной, чтобы было время оценить свои ощущения.

Что происходит в пазухах на глубине?

При погружении на глубину на слизистую оболочку носа и околоносовых пазух начинает действовать воздух под давлением, с низкой влажностью. Это приводит к ответным изменениям слизистой оболочки околоносовых пазух. Если область естественных соустий заблокирована, перепад давления провоцирует отек и инфильтрацию слизистой оболочки носа и околоносовых пазух, а при дальнейшем нарастании давления формируется подслизистая гематома.

Как можно заподозрить, что произошла баротравма придаточных пазух носа?

В этом случае при погружении на глубину резко появляется боль в области придаточных пазух носа, которая нередко настолько сильная, что заставляет ныряльщика немедленно всплыть. После всплытия боль уменьшается, если вы успели быстро отреагировать и была небольшая глубина. Иногда боль может появиться и во время всплытия.

Каковы симптомы баротравмы придаточных пазух носа?

Это резкая головная боль, которую по силе можно сравнить с зубной болью. Локализация боли варьирует в зависимости от пораженных пазух – переносица, скулы, верхние зубы, лоб. Возникает при погружении или всплытии и сохраняется на поверхности. Нередко баросинусит сочетается с бароотитом, что проявляется заложенностью, болью и шумом в ушах. Остальные симптомы непостоянны – возможны заложенность носа, слизистые выделения из носа, носовое кровотечение. Неврологические симптомы могут быть связаны с поражением прилежащих тройничного нерва и подглазничного нерва.

Какие бывают степени баротравмы и что поражается?

В зависимости от выраженности симптомов выделяют три класса тяжести баротравмы (В. Вайсман).1 класс. Просто дискомфорт в области пазух (не сопровождаемый изменениями на рентгенограмме) придаточных пазух носа. 2 класс. Сильная головная боль длительностью до 24 ч. (с утолщением слизистой оболочки придаточных пазух носа на рентгенограмме). 3 класс. Сильная головная боль длительностью более 24 ч. (с выраженным отеком в придаточных пазухах носа на рентгенограмме) и носовым кровотечением.В большинстве случаев баротравм поражаются лобные пазухи, что связано с анатомически узким носолобным каналом даже у здоровых людей. Баротравма верхнечелюстных, решетчатых и клиновидных пазух встречается реже и в большинстве случаев связана с острой респираторной инфекцией. Величина перепада давления, необходимого для баротравмы, индивидуальна и зависит от размеров естественного соустья пазухи и скорости погружения.

Что делать, если вы получили баротравму придаточных пазух носа?

В случае возникновения головной боли необходимо произвести контролируемое всплытие. Первой помощью являются сосудосуживающие капли в нос – називин, ксимелин, которые должны иметься в аптечке каждого ныряльщика. Они помогут восстановить носовое дыхание и раскрыть естественные соустья придаточных пазух носа, обеспечив тем самым выравнивание давления с окружающей средой. Применение антигистаминных препаратов (зиртек, эриус, цетрин и т. д.) позволит уменьшить развившийся отек в околоносовых пазухах, а следовательно, уменьшает болевой синдром. Применение нестероидных противовоспалительных средств (нурофен, пенталгин) также оправдано, поскольку действие препаратов позволяет уменьшить воспаление и обезболить. Естественно, по возвращении необходимо сделать рентгенограмму придаточных пазух носа и показаться ЛОР-врачу. При непрекращающемся болевом синдроме и сохраняющемся отеке в пазухах (это покажет рентгеновский снимок) показана инфузионная противоотечная терапия, например, с хлористым кальцием и дексаметазоном.

В каких случаях необходимо делать рентгенографию придаточных пазух носа?

Показаниями являются следующие.Перед погружением: острые воспалительные явления в полости носа, сопровождающиеся заложенностью носа, слизистыми или гнойными выделениями из носа.После погружения: резкая головная боль, возникшая при погружении под воду.Показаниями для КТ придаточных пазух носа являются хронические процессы в полости носа и околоносовых пазухах. Это необходимо для профилактики возникновения баротравмы.

Как избежать баротравмы придаточных пазух носа?

Никогда не ныряйте, если у вас не дышит нос. Это касается как острых ринитов и синуситов инфекционной природы, так и хронической патологии, при которой заблокировано носовое дыхание (полипы, доброкачественные и злокачественные новообразования). Искривление перегородки не является противопоказанием к погружению, если степень искривления не влияет на носовое дыхание и способность продуваться и не блокирует естественные отверстия пазух. Кисты околоносовых пазух неблагоприятно сказываются на погружении, поскольку перепад давления может спровоцировать или усилить боль. Поэтому перед глубоководным погружением лучше обследоваться у ЛОР-врача и удалить все возможные факторы, провоцирующие баротравму.

Можно ли погружаться, если есть остаточный насморк после перенесенной респираторной инфекции?

Многие считают, что погружение при остаточных острых ринитах и синуситах возможно с применением сосудосуживающих капель. Действительно, эти препараты облегчают носовое дыхание, но срок их действия ограничен. Если вы планируете длительное пребывание под водой, больше 1,5–2 часов, действие капель на всплытии уменьшится, повысив риск поражения пазух и среднего уха.Осуществляйте самоконтроль перед погружением, поскольку решение о погружении принимаете ВЫ сами!

Для уменьшения риска развития баротравмы необходимо выбрать оптимальную скорость погружения, не влияющую на ваше самочувствие, позволяющую успевать продуваться. И самое главное – не погружайтесь, если у вас есть проблемы с носовым дыханием!


Текст: Ирина Скиданова – заведующая отделением оториноларингологии, подводный пловец CMAS Фото: Владимир Гудзев

.
Надводные корабли и подводные лодки, построенные для отечественного ВМФ в период позднего СССР, можно крити-
ковать за несбалансированность состава вооружения, неспособность применять его на полную дальность, отсутствие
боевой информационно-управляющей системы, подобной "Иджис" - за что угодно, кроме эстетического несовершенства.
Изящные хищные силуэты крейсеров, БПК, эсминцев, многоцелевых АПЛ, доставшихся нам в наследство от советской
кораблестроительной школы, продолжают радовать глаз и вызывать гордость у граждан России и уважение пополам

с завистью у подданных иностранных государств (эсминцы, к сожалению, только радуют глаз).

Судя по проектам кораблей последнего (четвёртого) поколения, разработанным в Северном ПКБ и ЦМКБ "Алмаз" (22350 и 20380),
корабельной архитектуре продолжает уделяться должное внимание и, несмотря на идущие вразрез с эстетикой новые требова-
ния к радиолокационной заметности НК, строящиеся фрегаты и корветы так же приятны глазу, как и их предшественники. Однако,
трепетное отношение к многолетним традициям и канонам жанра, к сожалению, не является всеобщим. На сегодняшний день
поступило уже два тревожных звонка, вызывающих беспокойство за новый облик ВМФ РФ.

1. Наклонённая вперёд носовая стенка ограждения рубки АПКР (РПКСН) проекта 955 "Борей"

Ограждение рубки АПКР пр. 955 (слегка отретушированное фото с newsreaders.ru от skroznik с подачи tsonyo с forums.airbase.ru)

Об этой архитектурной нелепости предпочитают не упоминать в описаниях конструкции "Бореев", однако вопросы возникают у
многих и иногда их даже задают авторам проекта. Цитата: "(корреспондент Центрального военно-морского портала Дмитрий
Глухов) - Почему носовая часть рубки (точнее, ограждения выдвижных устройств) РПКСН проекта "Борей" выполнена так нео-
бычно - с отрицательным углом наклона? (бывший гендиректор ЦКБ "Рубин" Андрей Дьячков) - Это сделано из-за особенностей
размещения в этом месте одной из станций гидроакустического комплекса лодки" (ссылка).

Т. е. ранее, на протяжении всего времени проектирования и строительства АПЛ у нас и за рубежом, таких особенностей не было,
но, внезапно возникнув, они оказались настолько значительными для боевой эффективности стратегического подводного крейсе-
ра, что для этого понадобилось уродовать его силуэт (очень сложно представить себе автомобиль, у которого лобовое стекло
было бы наклонено наружу или дельфина с наклонённым вперёд лбом). Сомнения в целесообразности данного конструктивного
решения возникают ещё и потому, что в комментарии А. Дьячкова речь идёт, конечно же, не о главной, а о вспомогательной (второ-
степенной) станции ГАК, надо полагать - миноискания (мнение
Curious c forums.airbase.ru).


Дело тут, скорее всего, в другом. ЦКБ "Рубин" никогда не придавало большого значения форме ограждения рубок своих проектов -
они всегда были либо строго прямоугольные (семейство 667, 877, 677), либо почти (949/949А). Очевидно, устав от подобного одно-
образия, руководство бюро решило войти в историю кораблестроения с " новым концептом рубки " (словосочетание от Acustic с
forums.airbase.ru). К сожалению, у военной приёмки, главкомата флота и руководства государства не нашлось достаточно вкуса,

чтобы воспрепятствовать архитектурным изысканиям "Рубина" и велеть сделать как надо, т. е. красиво. Сделать красиво без
ущерба для работоспособности отдельных изделий можно всегда - было бы желание (знаю по опыту).

Справедливости ради, надо отметить, что на некоторых фотографиях, где АПКР запечатлены в ракурсе три четверти с носа или
кормы, благоприобретённое уродство почти не заметно, но искусство промышленного дизайна в частности и состоит в том, чтобы
его объекты выглядели одинаково импозантно со всех сторон.

2. Обрезанная носовая оконечность ДВКД типа "Мистраль"


"Мистраль" (фото с nemiga.info) - вот ЭТО будет красоваться у нас в парадном строю на Дне ВМФ!

Каких-либо разумных объяснений по поводу того, почему кончик носа "Мистраля" оказался аккуратно отрезанным, как кусочек
колбасы, мне найти не удалось. На форумах выдвигаются самые невероятные предположения, такие как уменьшение парусности
(крошечный носик и необъятный надводный борт ! ) или перенаправление набегающего воздушного потока с целью уменьшения
турбулентности на полётной палубе - проблема, которую почему-то упорно не хотели и не хотят замечать проектанты всех прочих
авианесущих кораблей на земном шаре.

А может быть, всё гораздо проще, и разгадка обрезания форштевня ДВКД кроется в банальной экономии компании-подрядчика
на металле и человеко-часах? Или в нежелании (неспособности) проектанта найти другой способ уложиться в заданную в ТТЗ
нагрузку масс и обеспечить нормальную центровку? Ведь несколько тонн железа, удалённых лёгким движением руки (мысли) с
самого носа и самого верха корпуса корабля, способны оказать на положение его центра тяжести куда большее влияние, нежели
несколько сот тонн, расположенных у миделя в районе ватерлинии. Ещё вариант: полётная палуба большей длины была не нужна,
а сделать корпус пропорционально короче (за счёт цилиндрической вставки) не представлялось возможным (или просто не хоте-
лось менять компоновку) - зачем заниматься бесполезными художествами, если можно гениально просто отсечь лишнее.

В целом же, обрезанный "Мистраль" вполне вписывается в общую картину деградации европейской (если не мировой) эстетики
корабельной архитектуры с её "Дэрингами" и "Горизонтами". Бог с ними, это их выбор, но зачем же тащить этот декаданс в
Россию? Честно говоря, до самого спуска на воду "Владивостока", по-детски надеялся на то, что в рамках доработки проекта для
нужд ВМФ РФ, русскому "Мистралю" приварят отнятый у него кусочек форштевня, дабы он ("Мистраль") не слишком диссонировал
с действующим корабельным составом отечественного флота. Не сбылось. Как и в случае с "Бореями" заказчик не заметил или
сделал вид, что не заметил ярко выраженного уродства и не настоял на внесение изменений в проект (французам был очень
нужен этот заказ и они, наверное, постарались бы).

Хочется думать, что неказистые "Бореи" и "Мистрали" - досадное недоразумение, которое более не повторится, и наши военные
корабли были, есть и будут самыми красивыми в мире .

Другие фото нового концепта ограждения рубки ЦКБ "Рубин"

Вы замечали, как легко нам дышится на море? Все дело в том, что в морском воздухе содержатся мелкие частицы морской воды, богатые минеральными веществами. Воздействуя на слизистую дыхательных путей, они не только увлажняют ее, но и помогают эпителиальным клеткам работать более эффективно.

Промывание носа морской водой практикуется давно, но вот научно доказать ее положительное воздействие на здоровье удалось не сразу. До сих пор бытует мнение, что раствор поваренной соли (или физиологический раствор) сравним поэффективности со спреями на основе морской воды.

Однако, это не соответствует реальности:
Воздействие минеральных веществ возможно только при использовании морской соли. Помимо натрия и хлора, в морской воде содержатся ионы магния и кальция, которые стимулируют работу слизистой носа. Особенно важны ионы магния, которые способствующие т выработке энергии, необходимой реснитчатым клеткам слизистой для вывода патологических микроорганизмов из полости носа 1 ;

Механическое очищение поможет как в профилактике, так и в лечении насморка. Эффективность профилактики и лечения насморка с помощью регулярного промывания носа неоднократно подвергалась клиническим исследованиям как в России, так и за рубежом.
Промывание носа помогает при таких заболеваниях, как простуда (ОРВИ), ринит (насморк), синусит (воспаление носовых пазух), аллергический ринит и, а также при дыхательных заболеваниях, связанных с загрязнением воздуха в больших городах и на производстве 1 . Промывание носа морской водой, в составе комплексной терапии, поможет избежать развития таких неприятных осложнений, как, например, отиты, гаймориты, фронтиты, а также хронизациии процесса 1 ;

Разжижение слизи и облегчение ее удаления из носа также происходит по-разному. Регулярное промывание носа морской водой предотвращает сгущение слизи в носовой полости и очищает слизистую от бактерий, вирусов и аллергенов, улучшает работоспособность микроресничек, которые отвечают за распределение слизи в полости носа и вывод слизи, а с ней и бактерий, вирусов, аллергенов из носоглотки.

Для того, чтобы узнать, как правильно промывать нос, посмотрите наш анимированный ролик на эту тему

Помните о личной гигиене и гигиене полости носа. В последнем может помочь морская вода Маример.

Маример – это природная морская вода для профилактики и лечения насморка. Благодаря инновационной системе распыления, за один впрыск множество микрокапель морской воды мягко распределяются по всей полости носа и помогают эффективно очистить его от слизи 2 .

В каждой микрочастице морской воды Маример содержатся полезные микроэлементы, способствующие поддержке защитных функций носа с самого начала лечения насморка. Уникальное строение баллончика помогает избегать неприятных ощущений, обеспечивая мягкое и комфортное использование. А широкая линейка продуктов позволит Вам выбрать подходящий формат для каждого члена семьи 2 .

Морскую воду Маример собирают каждый день, вдалеке от берега на глубине нескольких метров в водах Атлантики в бухте близ Сен-Мало. В этой бухте мощные приливы и отливы, а постоянное перемешивание воды обеспечивает богатое разнообразие морских водорослей, а значит, высокое содержание минеральных элементов.

Стерильность обеспечивается за счет процесса микрофильтрации без облучения и применения антисептиков (при обработке воды не используют никакие химические вещества). В течение нескольких дней после сбора воду разливают по флаконам. В ходе производственного процесса качество воды отслеживают для обеспечения высочайшего уровня безопасности. Специальный клапан в насадке предотвращает попадание бактерий и других загрязнений во флакон.

Инновационная система распыления (микродиффузная) создает оптимальный размер капель/частиц аэрозоля, обеспечивая - аккуратное и непрерывное распыление, равномерное и максимально полное распределение раствора на поверхности слизистой оболочки.

1 Г. С. Мальцева, «Использование морской воды для профилактики и лечения заболеваний полости носа и носоглотки у детей». // Журнал «Педиатрия», №03, 2013.
2 Инструкции по медицинскому применению препаратов МАРИМЕР ФОРТЕ и МАРИМЕР от 07.05.2015 и 06.05.2015.