Тайны куртатинского ущелья северной осетии. Мечи в камне Каньон Кадаргаван и «Тропа Чудес» в Куртатинском ущелье

Есть одна “легенда” относящаяся к англо-саксонской культуре. Она дошла до наших дней. Наверняка вы ее слышали: “меч в камне”. Легенду отождествляют с мечом Короля Артура – Экскалибуром . И говорит о том, что некоторое время назад камни были или могли быть некое время в аморфном состоянии. Именно тогда из них и строили невообразимые сейчас здания и конструкции.

Кто-то вот меч в камень вонзил и он так стоял несколько столетий восхищая умы и будоража воображение. Есть еще одна вещь.

Не задумывались о самом смысле названия “орден вольных каменщиков”. Почему каменщиков?

В этом начало разгадки всех загадок. Они точно знают (знали) почти все по теме «литье каменных блоков».

Есть место (не смог найти конкретно), где существует такой меч:

Возможно, это подделка под Экскалибур для привлечения туристов

Следующее символичное место, где установлен «меч в камне»:

Памятник располагается в каньоне Кардаваган в Северной Осетии. В Куртатинском ущелье стилизована Тропа Чудес, на ней находится камень, расколотый на две части. В камень вогнан меч кровников.

Согласно легенде по узкой дороге шел охотник и увидел путника, который попал в беду. Путник был его кровным врагом, охотнику полагалось убить его из мести. Но после спасения охотник и путник помирились и в честь дружбы воткнули меч кровников в камень.

И еще одно место:

Дюранда́ль (фр. Durandal) - меч Роланда, персонажа многочисленных французских средневековых легенд и литературных произведений, включая «Песнь о Роланде». Фрагмент Дюрандаля, по легенде находится в скале возле святилищ Рокамадура.

Выкован кузнецом Галаном (или по другим сказаниям - кузнецом Мадельгером из Регенсбурга, Мунификаном). Вручён Карлом Великим своему рыцарю после принесения им присяги. Выкован из того же железа, что и меч короля Жуаёз.

Не исключено, что это тоже дань легенде: сам меч, а может и подделку вбили в расщелину скалы.

Но легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане.

История такова.

В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.

Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.

Здесь видно, что меч вставлен в небольшую оправу из другого металла. Как это объяснить? Возможно, металл окислился у основания и для его фиксации, что бы рукоять не обломилась – это место усилили неким хомутом.

Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.

В ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.

Источники:

https://masterok.livejournal.com/1144508.html

https://p-i-f.livejournal.com/13549701.html

Варианты для объяснения этих легенд.

1. Все эти легенды о мече в камне гворят, что в прошлом многие каменные породы были пластичны. Возможно, имели окаменевшую корку и пластичную внутреннюю структуру (в процессе окаменения). Либо подустских камней , как породы, из которой лепили блоки для многих строений Питера – имелись во многих уголках мира.

2. Массы, в которые были воткнуты мечи имели искусственное, строительное происхождение, наподобие камня «Виктория», из которого построено много чего в Европе.

О химии и физике процесса.

yuri_shap2015 : По работе приходится часто общаться со строителями дорог, то недавно обсуждали одну технологию: в южном ФО РФ, проблема разрушения дорог, из-за того, что основание глиняные, и повышенной кислотности.

Так вот, есть оказывается технологии, называемые СТАБИЛИЗАЦИЯ ГРУНТОВ с помощью известняковой муки и цемента…. например этот .

В результате химических реакций некогда глинистое основание превращается в аналог бетона. Т.е. происходит превращение глины в бетон или по-русски: в аналог камня.

Вспомним массу рецептов, наших предков по созданию искусственных гранитов, мрамора и прочих камней (изделия из которых существуют и по сегодняшний день), можно сделать вывод, что рецепты свои наши предки брали из окружающей их действительности, когда сами наблюдали процессы превращения подвижных субстанций в твердые.

А сейчас проведите эту современную строительную технологию с информацией ниже:

Помните упоминание в русской народной сказке «Гуси-лебеди»: «…молочные реки, кисельные берега»? Показать бывшие в прошлом «кисельные берега»?

р. Катунь, Горный Алтай. Эти изъеденные водой породы в прошлом были вероятно жидкой глиной, «киселем», который быстро окаменел во время ухода большой воды.

Несколько лет назад мне присылали фотографии с р.Катунь с фантастически «изъеденными» валунами, берегами. Это вода могла сделать только в пластичных массах. Твердый камень она обтачивает по всей поверхности.

Не похоже, что вода это промывала сотнями тысяч лет.

Молочная река – это потоки бурлящей воды во множестве порогов, выступов

При большом количестве порогов река имеет белый цвет по всей своей поверхности.

Этот пример я привел для аналогии, что в природе после катаклизма существовали процессы превращения глиняных масс в камень. И легенды о мечах в камне говорят, что это происходило в историческое время.

В русских былинах и преданиях зовётся он меч-кладенец или меч-самосек. А выковал его Агрик - сын царя Ирода, жестокого тирана, известного по библейским текстам и трудам римского историка Иосифа Флавия.

По преданию, меч этот испускал во тьме голубоватое свечение и имел сверхъестественные свойства: рубил в шепки любые воинские доспехи. В бой с богатырём, вооружённым мечом Агрика, враги даже не вступали, поворачивали вспять. Как меч оказался на Руси?

На этот вопрос нет ответа. В былинах есть только рассказы о том, как меч-кладенец богатыри получают из рук Святогора или находят его в глубокой пещере. Но вот что интересно. Летописи свидетельствуют, что одним из самых бесстрашных полководцев Древней Руси был князь Андрей Боголюбский (род. около 1109 г.).

В 1149 году «обеступленный» (окружённый) врагами, на раненом коне, князь выхватил меч и, просто высоко держа его над головой, сумел прорваться к своим. Очевидно, это был тот самый момент, когда для устрашения врага достаточно было лишь продемонстрировать чудо-оружие.

В Крестовоздвиженском храме князю Петру является отрок и показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены

Так при каких же обстоятельствах у Андрея Боголюбского появился заветный меч? А вот при каких. Отцом Андрея был Юрий Владимирович Долгорукий, князь Ростовско-Суздальской земли.

До 1149 года летописные источники о жизни молодого князя ничего не говорят. Исследователи А. Рыбалка и А. Синельников в книге «Тайны русских соборов» делают предположение о том, что после смерти жены-половчанки Юрий Долгорукий отправил свадебное посольство во главе со своим сыном-отроком Андреем в Византию, к Елене Комнин.

Сватовство прошло успешно, и невеста увезла на Русь в качестве приданого, кроме прочего, икону Богородицы «Умиление», написанную самим Лукой Евангелистом, прославившуюся впоследствии как икона Владимирской Божией Матери.

Но как после этого сложилась судьба самого Андрея Боголюбского, «основоположника обустроенной русской государственности» (так назвал его известный русский историк СМ. Соловьёв)? По мнению вышеназванных исследователей, Боголюбский принял участие в крестовых походах и вступил в орден тамплиеров.

В подтверждение своей точки зрения эти авторы приводят следующие строки из старообрядского «Жития Андрея Боголюбского»: «Многая леты в Святая Земли Иерушаломе Граде бываху у Святого Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вправду и без корысти, премногая мудрости наповняхусь, яко бе Шоло-мон царь, во храме его Святая Святых пребывахом».

Нелишним при этом будет напомнить, что полное название ордена тамплиеров звучит так: «Братство бедных слуг Христовых, всадников Девы Марии, Иерусалимской Богородицы Соломонова храма».

Известно, что тамплиеры вели раскопки на месте храма Соломона, и, по некоторым данным, с большим успехом. Орден стал владельцем чаши Грааля, плащаницы, названной позднее Туринской, и Агрикова меча. Когда же Андрею Боголюбскому пришло время возвратиться на Русь, тамплиеры преподнесли ему в качестве вознаграждения за заслуги заветное оружие.

Ну а после убийства князя, с началом усобицы, во время которой любимый князем Андреем град Владимир переходил из рук в руки, меч спрятали в одном из монастырей города Мурома.

«Будет мне смерть от Петрова плеча»

Через несколько десятков лет судьба меча переплелась с судьбами муромского князя Петра и его жены Февронии (конец XII - начало XIII вв.). Содержание «Повести о Петре и Февронии», принадлежащей перу церковного писателя Ермолая-Еразма, известно читателям. Зачин её, основанный на муромских преданиях и легендах, содержит упоминание об Агриковом мече.

Началось всё в Муроме в годы правления князя Павла, старшего брата Петра. У Павла была красавица жена, к которой в отсутствие мужа повадился прилетать крылатый змей, принимавший его облик. Княгиня обо всём поведала мужу. Князь долго думал, как извести «врага рода человеческого», и придумал.

«Выведай у змея, - сказал он супруге, - какой смертью суждено ему умереть». Хотя задача была очень трудной, княгиня сумела выведать тайну. «Будет мне смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча», - признался змей. Младший брат Павла Пётр слышал об Агриковом мече, но не знал, где его искать. Решив уповать на помощь Бога, пошёл молодой князь в церковь и стал в уединении молиться. И явился ему ангел в образе отрока и сказал: «Я укажу тебе, где скрыт Агриков меч, иди за мной».

Он повёл Петра в алтарь, где в щели между камнями алтарной стены лежал этот меч. Поговорив с Павлом в его покоях и показав ему меч. Пётр пошёл навестить княгиню. И что же он видит? Рядом с княгиней сидит его брат, которого он только что оставил в дальних покоях.

Удостоверившись, что в покоях княгини оборотень, Пётр поразил его Агриковым мечом. Но в предсмертных судорогах змей забрызгал князя своей кровью, и тот покрылся гноящимися язвами. Ну а дальше — рассказ о выздоровлении князя благодаря врачеванию девы Февронии.

Что же скрыто за этой легендой? Может, в «заповедных и дремучих, страшных муромских лесах» действительно водились крылатые змеи, принимавшие человеческий облик? А может, скрыты в ней вполне земные дела?

Мог ведь какой-то недруг Павла втереться в княжеское окружение, попытаться соблазнить княгиню, чтобы выведать, где хранится заветный меч. Не получилось. Но на «последнем издыхании» мог этот оборотень, к примеру, плеснуть в лицо князя Петра какой-нибудь яд...

И сошлись Хостоврул с Евпатием

Ясно, что драгоценную реликвию стали беречь пуще прежнего. Правда, лежать мечу «без движения» пришлось недолго. Зимой 1237 года к пределам Руси подошли 140 тысяч монгольских конников во главе с Батыем (многие исследователи называют и другую цифру - 300 тысяч человек). Муромо-Рязанское княжество отчаянно сопротивлялось. И всё же 21 декабря Рязань пала.

Но вскоре один из воевод рязанского князя Юрия Игоревича - Евпатий Коловрат, бывший в долгой отлучке, собрал дружину в 1700 человек, и 15 января 1238 года пять тысяч монгольских воинов под предводительством шурина Батыя Хостоврула сошлись в битве с дружинниками Евпатия.

Летопись сообщает: «И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассёк Хостоврула на полы (на две половины. - А.О.) до седла. И стал сечь силу вражью, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассёк, а других до седла разрубил».

В быстротечной схватке отряд Хостоврула был практически весь уничтожен, что озадачило Батыя. Даже если признать, что Евпатий Коловрат был богатырём из богатырей, всё равно как он мог один расправиться с десятками хорошо вооружённых врагов? Может, у Коловрата в руках был Агриков меч? Может, за ним и отлучался он из Рязани, когда узнал о надвигающейся угрозе?

Столкнувшись с невиданным доселе сопротивлением, Батый решил окружить стоянку отряда Коловрата, у которого в живых остались лишь четыреста дружинников, многотысячным войском и подвезти «пороки» (метательные орудия). Не вступая в открытую схватку, монголы забросали отважных русичей камнями. А потом по приказу Батыя воины принесли к нему тело Евпатия Коловрата.

В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится: «И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Директива Гитлера

Знал ли Батый о существовании Агрикова меча? Трудно сказать. По крайней мере, приведённые слова из «Повести о разорении Рязани» внушают надежду, что чудо-меч был вынесен с поля боя оставшимися в живых русскими воинами.

Подтверждением того, что пределов Руси меч не покидал, являются события, случившиеся более чем через семьсот лет после той битвы.

По некоторым данным (материалы засекреченной организации «Аненербе», действовавшей в составе СС), в декабре 1941 года фельдмаршал фон Бок получил директиву Гитлера о запрете обстрелов и бомбёжек пятикилометровой зоны вдоль Оки, от Рязани до Мурома.

В эти места была десантирована группа коммандос из «Аненербе», занимавшейся самыми секретными делами рейха: от создания «техно-магических» дисколётов и другого Wunderwaffe («чудо-оружия») до поиска чаши Грааля и Агрикова меча. Декабрь, конечно, не самый подходящий месяц для поисков и раскопок, тем более в условиях боевых действий.

Но, по всей видимости, гитлеровцы располагали достоверными сведениями о нахождении на Рязанщине чудо-меча. Некоторые исследователи считают, что почерпнуть такие сведения они могли из российского летописного свода, перекочевавшего за границу во время революции 1917 года и гражданской войны.

Действительно, «научные сотрудники» из «Аненербе» прошерстили все оккупированные страны Европы, пытаясь найти указанные артефакты или свидетельства о них. Зачем было нужно Гитлеру оружие давно минувших дней? Оно что, могло составить конкуренцию «Катюше» или «Т-34»?

Надо знать, что идеология фашизма произрастала из оккультно-мистических корней, питаемых всем, чем угодно: от теории превосходства «нордической расы» до «откровений» германских языческих жрецов. Находилось в ней место и артефактам, которые Гитлер хотел «поставить рядом с собой для ощущения вселенской силы и могущества».

Что касается гитлеровских коммандос, засланных в муромские леса, то, говорят, выбраться за линию фронта смогли только двое из них, с обмороженными и пустыми руками.

Из журнала "Чудеса и приключения" (2013)

Республика Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) – южный регион Российской Федерации. Расположена в предгорьях и на северных склонах Большого Кавказа. Площадь республики – около 8 тыс. кв. км, население около 700 тыс. человек. Основное население осетины и русские.

Граничит со Ставропольским краем, Кабардино-Балкарской, Чеченской, Ингушской республиками, Грузией.

Рельеф Северной Осетии очень разнообразный. На севере – Ставропольская равнина, южнее – Терский и Сунженский хребты, в центральной части – Северо-Осетинская равнина. На Юге – Главный, или Водораздельный, хребет Большого Кавказа (высота до 5033 м, гора Казбек).

Основная река – Терек с притоками Урух, Ардон, Фиагдон, Гизельдон, Сунжа, Камбилеевка. В пойме реки Терек – лиственные леса, на высоте 800-1600 м – широколиственные леса с преобладанием бука, на высоте 1600-2000 м преобладает сосна. Выше 2000 м – субальпийские и альпийские луга.

В верховьях рек Цей, Ардон и Фиагдон находится Северо-Осетинский заповедник.

Около 40% территории Северной Осетии занимают горы; в них сегодня постоянно проживает порядка 8-10 тыс. человек, или 1,5% населения республики.

Северная Осетия – один из центров горного туризма и альпинизма.

Куртатинское ущелье

Каждое ущелье горной Осетии наделено своей, только ему присущей красотой и неповторимо. Ущелье реки Фиагдон, или Куртатинское, орошаемое холодным Фиагдоном и его притоками, наиболее известно в Осетии своими историческими и культурными памятниками.

У небольшого селения Дзуарикау, находящегося примерно на полпути между

г. Владикавказом и Алагиром, дорога поворачивает в сторону гор и ведет в глубину тенистого ущелья, обрамленного лесистыми хребтами с зеленеющими альпийскими лугами на вершинах. Она плавно, без крутых подъемов и спусков, влечет нас все дальше и дальше, открывая за каждым своим поворотом все новые живописные дубравы, лужайки и нагромождения скал и приводит в Куртатинское ущелье.

Куртатинское ущелье – один из основных очагов формирования осетинского народа и его национальной культуры с эпохи раннего средневековья.

Предания рассказывают, что Куртатинское общество основали два брата-алагирца - Курта и Тага. Потомки Тага перешли жить в соседние ущелья и основали там Тагаурское общество.

Ущелье является центром осетино-грузинских культурных отношений: через него проходил древний караванный путь в Закавказье. Здесь же, в районе наиболее густонаселенном, большое количество сторожевых и оборонительных башен, которые приковывают внимание путника своим внешним видом, оригинальностью форм, своим местоположением. Они так слились с окружающим пейзажем, так дополняют обычную картину, что без них пейзаж потерял бы некоторую долю своей дикой оригинальности.

По мере продвижения в верх, дорога идет мимо нависающих козырьком серо-желтых скал, на одной из которых красками нарисован портрет И.В. Сталина.

Проехав нависающий скальный массив, мы встречаемся еще с одним из маленьких природных чудес. Место это у осетин называется «Кадаргаван». Клокочущий далеко внизу Фиагдон пропилил здесь в хребте узкую, словно удар меча, щель. И в этой огромной расселине, перекрывая ее от скалы до скалы, застрял громадный валун.

Под ним с ревом, несется Фиагдон. Картина редкая даже для Кавказских гор!

Неподалеку находится «Тропа чудес» – излюбленное место отдыха осетин и туристов. Здесь, на скалистом отроге, над узкой тесниной Фиагдона выдолблены узкие дорожки и построены мосты, гуляя по которым можно наслаждаться великолепием местного пейзажа, под грохочущий рев реки. На тропе, прямо из большого камня торчит стилизованный «Меч кровников». Легенда гласит, что в окрестностях этого места в давние времена на узкой тропе, над пропастью охотник увидел попавшего в беду путника, которому он был кровным врагом, и от меча которого мог погибнуть. Но честь горца оказалась выше нежелания встречи и не позволила отказать в помощи путнику. Охотник спас путника от гибели. После этого, путник простил его и в знак примирения они воткнули меч вражды в камень и стали братьями. Здесь же в клетках можно увидеть бурых медведей и леопарда, которых привезли для развлечения туристов.

Еще несколько поворотов дороги - и на левом берегу появляется селение Дзивгис , занимающее почти ровную террасу между рекой и обрывами горы Кариу-хох. Первое, что бросается в глаза, - руины домов и башен, теснящиеся на небольшом пространстве. Лишь пять-шесть жилых домом сегодня стоят в Дзивгисе.

В Дзивгисе очень много интересного. Дзивгиская крепость, безусловно, является одним из наиболее мощных фортификационных сооружений Осетии.

Скальная крепость в Дзивгисе

Укрепление состоит из шести башен, пристроенных к входам естественных пещер, на различных высотах. Основное укрепление, отмечающееся значительными размерами, располагается на самом нижнем уровне, у подножия горы. За его каменной стеной находится большая Дзивгисская пещера.

В остальные башни имелся проход из соседних – по высеченным в скалах тропкам и навесным лестницам, убиравшимся в случае необходимости.

В районе Дзивгиса есть сквозные пещеры и замаскированные сторожевые засидки, которые с древних времен использовали люди для обороны и скрытых перемещений с одного края скалы на другой .

В Дзивгисе также много надземных склепов (дзаппазов), надгробных каменных столбов (цыртов) и каменных ящиков для погребения, относящихся к разным историческим периодам .

А на южной окраине селения у самого берега реки находится интересный культовый комплекс «Дзивгисы дзуар». Он состоит из христианского храма и чисто языческого святилища, окруженных общей каменной оградой, - сочетание, распространенное для горной Осетии. Время ее сооружения достоверно не известно, но в литературе церковь обычно относят к XVII веку.

За Дзивгисом на правом берегу Фиагдона, на расстояние 2-3 километров друг от друга расположены небольшие селения: Барзикау, Лац и Хидикус . А на противоположном берегу - Гули, Цымити, Урикау, Кадат, Харисджин . Возле каждого селения находятся памятники древности: башни, могильники, цырты и дзуары.

Между Дзивгисом и городком Фиагдон, на небольшом холме возвышаются два памятника: стройный красавец конь под седлом низко опустил голову, оплакивая своего павшего в бою наездника и бюст И.В. Сталина.

Здесь привлекает внимание кладбище. Местные жители называют его «нартским кладбищем» (богатырским) . Это подземные склепы из камня. По преданию, нарты хоронили здесь своих покойников.

Там же, на возвышении, лежит «камень великанов». На поверхности камня большое количество круглых выемок. А в центре с. Лац около утеса полукругом стоят камни. В камнях сделаны ровные углубления для сидения, Некоторые напоминают кресла. Самое большое носит название «кресла Урузмага» - старшего из нартов. Это «Ныхас» - место общественных сборов и совещаний, своего рода осетинское вече, доступ куда имели только мужчины.

Здесь умудренные опытом старики решали все важнейшие дела села, вершили суд и творили мир. Принятые на ныхасе решения были обязательны - ведь в старину жизнь горца не регламентировалась законом и основывалась на народном праве.

Согласно легенде, Экскалибур часто путают с мечом в камне , речь о котором пойдет ниже. Оба этих меча принадлежали королю Артуру, который и сам представляет собой большую загадку для историков. Несмотря на популярное мнение, большинство оригинальных источников говорят о них как о разных клинках.

Экскалибур или Калибурн — еще один меч короля Артура, легендарного вождя бриттов, жившего примерно в V-VI веках. Эпос о короле и его верных подданных весьма обширен и включает в себя полный список геройских приключений: спасение прекрасных дам, битву с чудовищным драконом, поиски Святого Грааля и просто удачные военные кампании. Меч — это не просто оружие, а статусный символ владельца. Разумеется, столь выдающаяся личность как Артур просто не могла обладать заурядным мечом: помимо прекрасных технических характеристик (что для Темных веков и в самом деле было выдающимся достижением), мечу приписывают также и волшебные свойства.

До латинизации название меча скорее всего происходило от валлийского Caledfwlch: caled («битва») и bwlch («разрушать, рвать»). По легенде, король добыл меч с помощью волшебника Мерлина и таинственной Девы озера, взамен утраченного в битве с сэром Пелинором. Ножны у меча тоже были волшебные — они ускоряли заживление ран владельца. Перед смертью Артур настоял, чтобы меч был снова брошен в озеро и возвращен таким образом его первой хозяйке. Обилие мечей периода Темных веков, найденных археологами на дне различных водоемов, позволило им предположить, что в те времена существовал обычай затопления оружия в воде после смерти воина.

Меч в камне

У меча в камне, который сам король по преданию вонзил в скалу, доказывая свое право на престол, есть любопытный сородич, дошедший до наших дней. Речь идет о глыбе с крепко засевшим в ней клинком, которая хранится в итальянской часовне Монте-Сьепи. Хозяином меча был, правда, не легендарный король, а тосканский рыцарь Гальяно Гвидотти , живший в XII веке. С ним связана забавная история: однажды к Гвидотти, который, как и многие рыцари того времени, вел распутный образ жизни и был нахальным грубияном, явился сам архангел Михаил и потребовал, чтобы Гальяно сложил с себя рыцарский обет и постригся в монахи. В ответ на это рыцарь со смехом заявил, что стать служителем Господа ему будет так же просто, как и разрубить камень. Рубанув ближайший валун в доказательство своих слов, Гвидотти пришел в изумление: лезвие легко вошло в него как нож в масло. Разумеется, после этого Гальяно немедленно встал на праведный путь, и даже удостоился посмертной канонизации. Согласно результатам радиоуглеродного анализа, легенда и в самом деле не врет: возраст глыбы и застрявшего в ней меча совпадает с примерным временем жизни рыцаря.

Дюрандаль


Дюрандаль — еще один меч в камне. Его владельцем был рыцарь Роланд , реальная историческая персона, ставшая впоследствии героем многочисленных саг и баллад. По легенде, во время защиты часовни Нот-Дам, что в городе Рокамадур, он швырнул свой клинок со стены и тот остался торчать в ней, прочно засев в камне. Примечательно, что некий клинок в скале близ часовни и в самом деле есть: благодаря умелому пиару со стороны монахов, активно распространявших легенду о Дюрандале, часовня быстро стала центром паломничества прихожан со всей Европы.

Ученые, впрочем, ставят этот факт под сомнение и считают, что в часовне находится вовсе не легендарный волшебный меч Роланда. Во‑первых, хромает банальная логика: Дюрандаль — женское имя, и герой, судя по всему, питал к нему самую настоящую страсть. Сомнительно, чтобы он стал разбрасываться столь ценным и дорогим сердцу оружием. Подводит и хронология: сам верный подданный Карла Великого согласно историческим свидетельствам погиб 15 августа 778 года в битве при Ронсевальском ущелье, от которого до Рокамадура несколько сот километров. Первые свидетельства о мече появились намного позже — в середине XII века, примерно в то же время, когда была написана знаменитая «Песнь о Роланде ». Подлинный владелец клинка в часовне так и не был установлен: в 2011 году клинок извлекли из камня и отправили в парижский музей Средневековья.

Меч Уоллеса


Огромный палаш, согласно преданию, принадлежал сэру Уильяму Уоллесу , предводителю шотландских горцев в битве за независимость от Англии. Знаменитый рыцарь жил в период с 1270 по 1305 и, судя по всему, обладал недюжинной силой. Длина меча составляет 163 см, что при весе в 2,7 кг делает его оружием огромной мощи, требующим от владельца сноровки и ежедневных тренировок. Как известно, шотландцы питали страсть к двуручным мечам — стоит вспомнить клеймор, в определенный исторический период ставший настоящим символом Шотландского королевства.

Ножны для такого внушительного оружия сделать непросто, да и материал был весьма необычен. После битвы на Стерлингском мосту, где меч и его хозяин завоевали себе славу и почет, клинок обзавелся ножнами и портупеей из человеческой кожи. Ее хозяином был английский казначей Хью Крессингэм, который «драл с шотландцев три шкуры и получил заслуженное воздаяние». Ученые до сих пор спорят о подлинности древней реликвии: из-за того, что король Яков IV Шотладский в свое время подарил мечу новую рукоять и отделку взамен износившейся старой, установить историческую подлинность весьма непросто.

Ульфберт


«Ульфберт » — это не один, но целое семейство средневековых мечей каролингского типа, датированных между IX и XI столетиями. В отличие от своих легендарных собратьев, им не приписывают волшебные свойства. Куда важнее то, что для раннего Средневековья эти клинки отличались не только массовостью, но и крайне высоким качеством изготовления. Их отличительной чертой было клеймо +VLFBERHT+ у основания клинка.

В те времена большая часть европейских мечей изготавливалась по принципу «ложного дамаска»: отлитые из низкоуглеродистой стали с высокой степенью шлаковых примесей, эти клинки лишь визуально напоминали знаменитую дамасскую сталь . Викинги же, будучи морскими торговцами, судя по всему закупали в Иране и Афганистане тигельную сталь, намного более прочную и надежную. Для Средневековья это был настоящий прорыв в кузнечном деле, а потому такие мечи ценились очень высоко: сравнимое по прочности оружие в Европе стали массово производить лишь во второй половине XVIII (!) века.