Аэропорт Сабетта. Ямальский район, Ямало-Ненецкий автономный округ. Сабетта - есть ли жизнь за Полярным кругом? Ведущий инженер-энергетик, Участок энергоснабжения

А меня тут недавно за Полярный круг занесло, в посёлок Сабетта, который расположен на восточном берегу полуострова Ямал у Обской губы Карского моря. Еще пару лет назад на этом месте практически ничего не было, а сейчас уже построен современный аэропорт, причём имеющий официальный статус «Международный», работает круглогодичный морской порт, создана необходимая инфраструктура, а это: жилье, дороги, и т.д. На данный момент в Сабетте работает более 15 тысяч человек. И это всё благодаря крупнейшему и уникальному проекту современности, заводу по сжиженнию природного газа ЯмалСПГ. Ну что, посмотрим, как здесь всё устроено?


2. Лететь до Сабетты из Москвы около 4 часов

3. Я в первый раз лечу «Газпром авиа», а уже встречают по-царски и это ещё без горячего.

4. Кстати, хочу выразить благодарность Авиакомпании «Газпром авиа» и всему экипажу ГЗП 9643 за отличный, комфортный полёт и внимание, 8 часов (туда и обратно) с вами прошли незаметно.

5. А это и есть Международный аэропорт Сабетта

6. Международный аэропорт Сабетта - это один из крупнейших в мире северных аэропортов. Он способен принимать практически все типы самолетов. Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром, соответствующий требованиям I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу размерами 2704х46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. 100-процентным владельцем аэропорта является собственно «ЯмалСПГ».

7. Первый пассажирский самолёт Boeing 737 авиакомпании ЮТэйр приземлился в аэропорту 4 декабря 2014, но это ещё был первый пробный рейс. Регулярные же рейсы стали совершаться со 2 февраля 2015 года. Следующей важной датой в истории аэропорта стало 29 июля 2015 года, в этот день Распоряжением Правительства РФ аэропорт был открыт для выполнения международных полётов и в нём был установлен грузопассажирский пункт пропуска через госграницу. На данный момент организовано постоянное пассажирское авиасообщение с городами Новый Уренгой и Москва, в перспективе маршрутная сеть должна расшириться. Сейчас средний пассажиропоток составляет около 150 тыс. человек в год, но когда проект ЯмалСПГ потребует большего участия, аэропорт готов обслужить и 300 тыс. человек.

9. Делимся на группы и едем в посёлок на вахтовках

10. Название посёлку Сабетта дали геологи Тамбейской НГРЭ, которые сюда приехали в 80-е годы прошлого века. Есть несколько версий почему именно Сабетта. По одной из них, название посёлка происходит от переделанного на ненецкий язык названия существовавшей здесь фактории «Советская». По другой версии, происходит от названия местного рода самоедов живших в этом районе - рода Сабе. Третья версия, что Сабетта - название женского головного убора (на ненецком языке).

11. На первый взгляд, учитывая климатические и природные условия посёлок выглядит очень достойно. Здесь созданы всё условия для строителей и будущих работников завода. Уже работают несколько столовых, есть гостиница, медпункт, баня, спорткомплекс, прачечная, ряд административно-бытовых зданий, есть своя котельная, канализационные и водоочистные сооружения, склады хранения продовольствия, пожарное депо, теплая стоянка для автомобилей и т.д.

15. А вот и штаб-квартира будущего завода, но про него я расскажу в следующий раз. Продолжение следует...

Большое спасибо всей пресс-службе компании ОАО «НОВАТЭК» и лично Духаниной Ларисе за организацию моего визита.

Вся наша «Ямал СПГ» история:

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 250 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире:

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ:

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»:

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

О САБЕТТЕ

Сабетта – вахтовый поселок, расположенный на восточном берегу полуострова Ямал (ЯНАО) у Обской губы Карского моря, – опорный пункт проекта «Ямал СПГ».

Название поселка является производным от названия реки Сабетта-яха - в переводе с ненецкого «река в шапке». Однако существует еще несколько версий происхождения названия: от переделанного на ненецкий язык названия существовавшей здесь фактории «Советская» до имени рода Сабе - самоедов (ненцев), живших в этом районе.

В советское время поселок был базой геологов. Сотрудники Тамбейской экспедиции высадились в Сабетте в начале 1980-х. Тогда в поселке было лишь несколько деревянных строений, характерных для обычных северных поселков конца XX века. Таких тогда много было. Несколько десятков геологов занимались разведкой, бурили скважины, проводили исследования.

В Сабетте нет выходных и праздничных дней, каждый день - рабочий. Но, как и везде, на Новый год здесь традиционно на главной площади устанавливается большая праздничная елка, а в первое воскресенье сентября проходит концерт в честь профессионального праздника нефтяников и газовиков. В сентябре 2016 года в поселке появился православный храм, который лично освятил патриарх Кирилл.

В ходе реализации проекта «Ямал СПГ» в поселке была создана вся необходимая инфраструктура для проживания строителей, возведены вспомогательные объекты комплекса жизнеобеспечения: котельная, четыре столовые, кафе, больница, бани, большой спорткомплекс, административно-бытовой комплекс, гостиница, магазины, канализационные и водоочистные сооружения, склады хранения продовольствия.

САБЕТТА

АЭРОПОРТ

Международный аэропорт на такой широте был построен в российской практике впервые. При проектировании взлетно-посадочной полосы и комплекса зданий аэропорта учитывались сложные природно-климатические условия в районе Сабетты: вечная мерзлота, заболоченность, озера, реки. В таких климатических условиях в качестве покрытия взлетно-посадочной полосы использовались предварительно напряженные аэродромные плиты.

4 декабря 2014 года состоялся первый рейс – технический, по итогам которого аэропорт получил сертификат годности аэродрома и свидетельство о государственной регистрации.

В январе 2015 года аэропорт Сабетта получил сертификаты соответствия по направлениям: авиационная безопасность, аэродромное обеспечение полетов, штурманское обеспечение, обеспечение обслуживания пассажиров и багажа при внутренних воздушных перевозках.

2 февраля 2015 года аэропорт Сабетта принял первый пассажирский рейс. Организовано регулярное сообщение с пятью городами России.

В 2016 году аэропорт Сабетта начал принимать международные рейсы.

26 мая 2017 года международный аэропорт проекта «Ямал СПГ» получил «географический паспорт».

Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Аэропорт может принимать самолеты различных типов ИЛ-76, А-320, Boeing-737-300, 600, 700, 800, Boeing-767-200, а также вертолеты МИ-26, МИ-8. Оператором аэропорта является 100% дочернее предприятие ОАО «Ямал СПГ» – ООО «Международный аэропорт Сабетта».

За время эксплуатации аэропорта было перевезено более 490 тысяч пассажиров и почти 6 тысяч тонн срочных грузов.

20 июля 2012 года состоялась торжественная закладка морского порта, расположенного в 5 км к северо-востоку от посёлка. В октябре 2013 года первые грузовые суда пришвартовались к причалу порта. 25 июля 2014 года морской порт Сабетта внесен в реестр морских портов Российской Федерации.

В марте на трассе Северного морского пути лед достигает максимальной толщины. Доставлять грузы в Сабетту по тяжелому льду помогают атомные и дизельные ледоколы. Благодаря проекту «Ямал СПГ» грузопоток по Северному морскому пути увеличился вдвое. С начала активного строительства проекта (с 2012 года) доставка строительных материалов и оборудования осуществляется на круглогодичной основе, в зимний период используется ледокольная поддержка.

Морской порт Сабетта – ключевая точка роста в развитии Северного морского пути. Всего в порт с 2012 года было доставлено более 13 млн тонн грузов.

МОРСКОЙ ПОРТ

В июне 2014 года было начато строительство первых двух (из четырех) резервуаров хранения СПГ. В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай глубиной 24 метра, рядом с каждой из которых установлен термостабилизатор. Бетонные стены резервуаров высотой более 50 метров были возведены в короткие сроки, всего за 21 день.

Диаметр одного резервуара 80 метров, рассчитан на хранение 160 тыс. куб. м газа при температуре -163 градуса. Для сравнения - в резервуаре может поместиться два самолета типа Airbus 380, уставленные друг на друга.

Сейчас все четыре резервуара построены и прошли гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.

РЕЗЕРВУАРЫ

ЗАВОД СПГ

Завод СПГ мощностью около 16,5 млн тонн СПГ строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы.

В строительстве используется модульный принцип монтажа, что значительно сокращает затраты на строительство в условиях Арктики и оптимизирует график реализации проекта. Производственный комплекс будет включать три технологические линии сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая. Первую очередь планируется запустить в 2017 году.

В условиях низких среднегодовых температур в Арктике требуется меньшее количество удельной энергии на сжижение газа, что позволяет достичь более высоких объемов производства СПГ по сравнению с проектами, расположенными в южных широтах и использующими аналогичное оборудование.

После запуска завода углеводородная смесь из скважин будет поступать по газосборным сетям на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа.

На входных сооружениях комплекса будет происходить сепарация – отделение от газа механических примесей, воды, метанола и конденсата. В составе входных сооружений предусмотрены установки регенерации метанола и стабилизации конденсата.

Отсепарированный газ будет поступать на технологические линии сжижения и последовательно проходить очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение фракций этана, пропана и более тяжелых углеводородов. Далее очищенный газ будет поступать на предварительное охлаждение и сжижение. СПГ будет подаваться на хранение в специальные изотермические резервуары закрытого типа.

Интегрированный комплекс также будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, электростанцию мощностью 376 МВт, общезаводские инженерные системы и факельные установки.

БУРЕНИЕ

В начале 2013 года начато бурение эксплуатационных скважин на Южно-Тамбейском месторождении. Эксплуатационное бурение ведется с использованием передовых технологий. Проект разработки месторождения предусматривает бурение более 200 наклонно направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием с 19 кустовых площадок.

Специально для проекта были разработаны и изготовлены буровые установки «АРКТИКА». Установки предназначены для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала, они полностью защищены от ветров и низких температур, что обеспечивает комфортные условия труда для персонала и непрерывность бурения в течение года.

Ресурсной базой для реализации Проекта «Ямал СПГ» является Южно-Тамбейское месторождение, открытое в 1974 году и расположенное на северо-востоке полуострова Ямал. Лицензия на освоение Южно-Тамбейского месторождения действительна до 31.12.2045 года и принадлежит ОАО «Ямал СПГ».

Доказанные и вероятные запасы Южно-Тамбейского месторождения по стандартам PRMS на 31.12.2014 г. составляют 926 млрд куб. м газа. Потенциальный уровень добычи газа для обеспечения потребностей завода СПГ превышает 27 млрд куб. м в год.

ТАНКЕР ARC7

26 августа 2016 были начаты ходовые испытания СПГ-танкера Arc7 в водах между побережьем Южной Кореи и островом Цусима. Впервые все судовое оборудование было протестировано в реальных эксплуатационных условиях. Ходовые качества судна полностью подтверждены.

Первый танкер назван «Кристоф де Маржери». Танкер Arc7 – это высокотехнологичный газовоз СПГ высшего ледового класса, специально разработанный с учетом потребностей проекта «Ямал СПГ». Дизайн газовоза, трехтопливная дизель-электрическая энергетическая установка, пропульсивный комплекс, состоящий из трех винторулевых колонок типа Azipod, конструктивные особенности корпуса и механизмов в арктическом исполнении (ледовый класс Arc7 по классификации РМРС и комплекс оборудования для работы в условиях низких температур до –52 °C) – все это дает судну серьезные конкурентные преимущества и делает его уникальным.

«Кристоф де Маржери» был построен в кратчайшие сроки судостроительной верфью DSME (Южная Корея), являющейся одним из лидеров в области мирового судостроения. В разработке и реализации проекта участвовали ведущие российские и зарубежные научно-исследовательские организации.

В конце марта 2017 года танкер ледового класса Arc7 прибыл в порт Сабетта. За церемонией швартовки по прямой линии из Архангельска наблюдал Президент РФ Владимир Путин. «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, что для меня даже, честно говоря, несколько удивительно, то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может стать, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире. У нас есть все основания так считать, так думать и добиваться этого результата».

Владимир Путин также поблагодарил иностранных партнеров проекта «Ямал СПГ». «Они верят в этот проект, активно в нем участвуют, поддерживают и технологически, и финансово. Это очень важно, если иметь в виду, что на мировых энергетических рынках сейчас не самая лучшая погода, но мы исходим из того, что потребности в энергоресурсах будут возрастать. Мы работаем на перспективу», – подчеркнул глава государства.

Президент отметил, что прибывшее сегодня в порт судно названо в честь ушедшего из жизни «нашего большого друга, бывшего главы компании Total Кристофа де Маржери»: «Это очень символично, это будет закреплять наши отношения даже на таком духовном уровне». Кристоф де Маржери с 2007 года руководил Total. В октябре 2014 года он погиб в авиакатастрофе во Внуково.

Трудиться на Крайнем Севере дело нелегкое. Работать приходится в сложных климатических условиях: экстремальные температуры, постоянные ветра, и горы снега. Все это знакомо жителям поселка Сабетта, что трудятся на строительстве завода «Ямал СПГ». Масштабную стройку мы показывали уже не раз, а вот как налажен быт и досуг работников?

Одна из трудовых смен подошла к концу, и те, кто отработал, спешат поскорее в общежитие. Здесь еще морозно, к вечеру на улице до минус двадцати, и полным-полно снега. В этой белой пустыне оранжево-синий поселок выглядит как яркое пятно. А вот и магазинчик, тоже оформлен в такие цвета. Вечером здесь многолюдно. Впрочем, посетителей всегда хватает.


Здесь хоть и тесно, но ассортимент товара радует глаз. Продукты в поселок большими партиями завозят по воде, а в магазин доставляют через день. Лакомства и питьевая вода, вот что самое востребованное у местных покупателей.



«Сладостей здесь не хватает. Я тут очень долго - порядка 4 месяцев, и могу сказать, что тянет на вкусное. Цены, конечно, отличаются от тех, что на «земле», а вот по ассортименту - все отлично», - рассказывает Денис Харченко.

Продавец Юлия работает здесь вахтовым методом уже два года. Приехала на Сабетту из Омска. Трудятся с напарницами практически без отдыха. Но работу свою любят. В лицо узнают почти каждого, помнят и гастрономические предпочтения своих покупателей.

«Всем же хочется чего-то вкусненького, представьте - постоянно в столовой питаться, не хочется же. Кто-то сам готовит. Много покупают куры, вот сейчас мы торгуем овощами. Много берут овощей - постоянно просят, а мы заказываем. Возят мужики с собой мультиварки - и готовят», - делится продавец Юлия Парахуда.


Дом-работа, работа-дом. Жизнь в рабочем поселке разнообразием не радует. Но для трудяг здесь постарались сделать все максимально комфортным. Удобные общежития, просторные столовые, а для досуга - большой спортивный зал. Те, у кого после работы еще остались силы, могут пойти в тренажерный зал или погонять мяч. Условия жизни для людей здесь достойные.



Поселок на 15 тысяч жителей посреди снежной пустыни - еще одно доказательство того, что люди в нашей стране не только масштабно мыслят, но и дела поднимают большие. Стройка века - именно так сейчас можно назвать завод “Ямал СПГ”. Ну, а все эти люди, - только песчинки масштабного проекта. Арктику выстроить нельзя, а вот созидать, - с её разрешения - можно.


Много фото

К 2030 году, по мнению экспертов, доля России на мировом рынке СПГ может вырасти до 15 процентов. Еще не произведенный сжиженный газ продан уже на 20 лет вперед. И сегодня, несмотря на санкции, проект «Ямал-СПГ» темпов не снижает.

В апреле экскурсию по стройке провели для руководства ямальских муниципалитетов. Главам городов и районов предлагалось лично убедиться в масштабах и перспективах стратегической идеи.

Лучше всего масштабы этой стройки видны с воздуха. Еще пару лет назад здесь не было ничего, кроме старых бараков. А теперь у поселка есть даже собственный аэропорт. Он открылся только в феврале, а принял уже 18 тысяч пассажиров.



С февраля этого года «Ямал СПГ» организует постоянное пассажирское авиасообщение с городами Новый Уренгой и Москва с последующим расширением сети маршрутов. Аэропорт в первую очередь предназначен для обслуживания вахтового персонала, в этом году планируемая численность пассажиропотока составит около 150 тыс. человек, а в пиковые годы реализации проекта превысит 300 тыс. человек.



Ввод в строй современного международного аэропорта, построенного в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ», является важным событием не только для Ямало-Ненецкого автономного округа, но и для всей России. Учитывая активное освоение Арктики, аэропорт Сабетта может быть широко использован и в обслуживании перевозок пассажиров и грузов в этом труднодоступном регионе, в том числе и международных.



Международный аэропорт Сабетта — один из первых российских арктических аэропортов, построенных с нуля. Аэропорт соответствует первой категории ИКАО и может принимать практически все типы самолетов. ООО «Международный аэропорт Сабетта» имеет сертификат соответствия аэродрома, свидетельство о государственной регистрации аэродрома, сертифицирован по всем видам аэропортовой деятельности.



В Сабетте впервые собрались все главы ямальских муниципалитетов. Экскурсия начинается с территории будущего завода, тут пока свайное поле.




Рядом уже выросли гигантские резервуары, из которых жидкий газ будут перекачивать в газовые танкеры. Гарантированные запасы Южно-Тамбейского месторождения, газ которого и будет перерабатываться — 1,2 триллиона кубометров голубого топлива. С завода Ямал-СПГ в год будет выходить 16,5 миллионов тонн сжиженного газа. Вместе с тем подготовлена ресурсная база, позволяющая уже сегодня создать в районе строящегося порта Сабетта мощности до 70 миллионов тонн СПГ.



В Сабетте работают уже около 9 тысяч человек. На пике строительства их будет 15 тысяч, и на месте старого поселка быстро возводится новый. Стройка уже дала работу многим ямальцам. Но главное, конечно, впереди.


«На сегодняшний день активно идет обустройство. На площадке работают 9 тысяч человек. Только за февраль приняли 65 судов. Проект уже в высокой степени реализации, процентов, наверное, 30 основных работ выполнено, произведены все горизонтальные работы, забиты сваи, монтируются крупные РВС под сжиженный природный газ», — рассказал Дмитрий Кобылкин на рабочей встрече у Президента РФ Владимира Путина в марте этого года.


Инвестиционные проекты, реализуемые на Ямале, такие как «Ямал СПГ», порт «Сабетта», Бованенковское месторождение, «Северный широтный ход» и другие, являются драйвером роста российской экономики, поэтому темпы их реализации не должны снижаться. Об этом заявил губернатор Тюменской области Владимир Якушев на IV Международной конференции «Ямал Нефтегаз-2015», прошедшей в 20-х числах мая в Салехарде.








«Тюменская область активно участвует в реализации инвестпроектов на территории округа, однако правительство региона направляет усилия на расширение сотрудничества, в этом вопросе мы находим понимание и со стороны руководства округа, и со стороны представителей нефтегазовой отрасли», — заметил Владимир Якушев.


«Ямал — это не только российская, но и мировая кладовая. В ближайшие 50-60 лет как минимум этот регион будет основной точкой роста для нашей страны. Здесь уже достаточно развита инфраструктура, регион богат природными ресурсами. Полярный Урал, арктический шельф, множество нефтяных и газовых месторождений, подтвержденные в них запасы — это говорит о том, что Ямал в ближайшее время останется основным драйвером роста российской экономики», — сказал глава региона.



По его словам, для Тюменской области развитие Ямала также даст благоприятный эффект. В регионе традиционно развиваются и работают на большую Тюменскую область НИИ, проектные институты, нефтесервисные компании, машиностроительные предприятия, ориентированные на нефтегазодобычу в ХМАО и ЯНАО.



«На долгосрочную перспективу, примерно 50-60 лет, у России нет другого такого мощного проекта, как Ямал. Сегодня его освоение дает работу специалистам и заказы предприятиям по всей стране», — отметил он, сравнив по важности для государства освоение полуострова с великой эпохой формирования ТЭК Западной Сибири.




Глава области подчеркнул большую роль нефтегазовых компаний в развитии социальной сферы, здравоохранения, образования. «Эти вложения окупаются сторицей, ведь мы вкладываем в людей, вкладываем в будущее, это наше общее дело», — резюмировал Владимир Якушев.


Через порт Сабетта по Северному морскому пути должна идти транспортировка не только сжиженного природного газа, но и других грузов. Об этом 27 мая заявил полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских на пресс-конференции в Екатеринбурге.





«На строительстве завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта „Ямал СПГ“ на 90 процентов подготовлены основные и вспомогательные площадки. Идет монтаж фундаментов под газотурбинные установки. В различной степени готовности находятся емкости для хранения сжиженного природного газа. В реализации проекта „Ямал СПГ“ принимают участие только отечественные подрядчики, все работы выполняют российские рабочие и специалисты», — подчеркнул полномочный представитель президента РФ.



На строительстве завода работу получат около 14 тыс. человек, а после его завершения в 2018 году на предприятии будет сознано 1 тысяча 400 рабочих мест, сообщил Игорь Холманских.

Северный путь




Сабетта за 2014 год приняла более 1,1 миллиона тонн грузов, продемонстрировав почти трёхкратный рост. Таким образом, строящийся ямальский порт обеспечивает сейчас почти треть всех перевозок по Северному морскому пути. В текущем году Сабетта должна сгрузить на берег три миллиона тонн грузов, из которых два миллиона доставят по Севморпути. Это модульные конструкции будущего завода по сжижению природного газа, элементы резервуаров для хранения СПГ, буровое и прочее оборудование. А уже в 2017-м начнётся отгрузка первых партий продукции. С 2020 года из Сабетты ежегодно планируют отравлять по 16,5 миллиона тонн сжиженного газа и 1,2 миллиона тонн конденсата.



Точно в срок



Леонид Михельсон, глава «НОВАТЭКа», заверяет, что проект «Ямал СПГ» будет реализован точно в срок. Первую очередь завода, рассчитанную на сжижение 5,5 миллиона тонн природного газа Южно-Тамбейского месторождения, обещают запустить в 2017 году. Всего планируют построить три очереди. Стоимость проекта превышает 27 миллиардов долларов. В настоящее время, правда, возникли технические сложности по валюте, в которой привлекаются средства от китайских банков. Однако все проблемы должны быть разрешены до конца первого полугодия.

Китай поможет?

Проект «Ямал СПГ» может получить финансирование от китайских банков. До 13,5 миллиардов долларов могут перевести до конца 2015 года. Как сообщает Bloomberg, ссылаясь на финансового директора французской нефтегазовой компании Total Патрика де ля Шевардье, китайские банки подписали предварительное соглашение о кредитовании «Ямала СПГ». Шевардье также сообщил о продолжении переговоров с экспортно-кредитными агентствами для получения дополнительного финансирования.

Одновременно руководство «Ямал СПГ» вынуждено было начать переговоры с зарубежными пароходствами. «Совкомфлот», победивший ранее в тендере, так и не смог заключить соглашение с «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering» о строительстве пяти газовозов ледокольного типа. Хотя по условиям контракта обязан был сделать это ещё в прошлом году. Поэтому «Ямал СПГ» сам заключил соответствующее соглашение с корейской верфью и теперь ищет покупателей на суда.

Вокруг света

«Ямал СПГ» рассчитывает получить от китайских банков до 13,5 миллиарда долларов. Ранее Минфин РФ выкупил облигации компании на 74,9 миллиарда рублей. Это лишь половина суммы, одобренной правительством Дмитрия Медведева. Кроме того, подписано соглашение с бельгийской «Fluxys LNG», которая берётся построить в Зеебрюгге резервуар для хранения сжиженного газа с комплексом сопутствующего оборудования. В свою очередь, «Ямал СПГ» получит право эксклюзивного использования данных объектов. Стоимость данного договора превышает миллиард евро, заплатить которые партнёру россияне берутся в течение 20 лет с даты начала перевалки газа. Принятая схема поставок по Северному морскому пути предусматривает, что в летний период углеводороды будут вывозиться танкерами усиленного ледового класса напрямую на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а зимой будут переваливаться в Зеебрюгге на танкеры конвенционного типа для последующей транспортировки через Суэцкий канал.

На мировой арене

Евгений Кот, генеральный директор «Ямал СПГ», отметил всё возрастающую роль в мировом энергетическом балансе сжиженного природного газа. В силу смещения спроса на новые рынки, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона, традиционные трубопроводные поставки зачастую просто технически невозможны.

Развитие СПГ-проектов — это будущее российского газа на мировой арене, — убеждён докладчик. - Наша компания реализует пилотный проект на Ямале, рассчитанный на производство 16,5 миллиона тонн сжиженного газа в год. Вместе с тем подготовлена ресурсная база, позволяющая уже сегодня создать в районе строящегося порта Сабетта мощности до 70 миллионов тонн СПГ. Наши усилия должны быть направлены на реализацию именно таких глобальных целей. И здесь крайне важна координация между правительством и недропользователями. В следующих проектах будут использованы уже наработанный нами опыт, обкатанные технологии и оборудование, с максимально возможной локализацией производства в России.

Дидье Барбандьер, вице-президент «Technip», заверяет, что международные санкции ни в коем случае не повлияют на успех российско-французско-китайского проекта. Завод на Ямале отгрузит первую партию газа из Сабетты по Северному морскому пути уже в 2017 году. У французов в этом деле большой опыт. Именно «Technip» по собственной технологии ещё в 1960-х построила самый первый на планете завод СПГ — в Африке.

Сабетта — это класс!


Арктический проект «Ямал СПГ», который российский НОВАТЭК реализует совместно с французскими и китайскими партнёрами, продолжает активно развиваться. Если в уходящем году в ещё только обустраиваемый порт Сабетта из-за границы прибыло 27 судов с грузами, то в следующем через таможню планируется пропустить 100-150 судов, которые доставят на стройку более трёх миллионов тонн импортных грузов. Создание полноценного морского порта планируют завершить к 2016 году.



А уже в 2017-м, несмотря на все международные санкции, из Сабетты обещают отправить на экспорт первый газовоз со сжиженным природным газом Южно-Тамбейского месторождения. Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямала, убеждён, что после завершения строительства на Ямале многофункционального морского порта и железной дороги до Сабетты многие российские регионы через Северный морской путь получат доступ в мировой океан. Этот проект откроет новые возможности и для дальнейшего освоения арктических территорий.


Первым арктическим хабом в России является международный аэропорт Сабетта. Располагается он неподалеку от одноименного поселения в Ямало-Ненецком автономном округе. имеет стратегическое значение для развития нефтегазовой отрасли в регионе.

Расположение

Вахтовый поселок Сабетта располагается в непосредственной близости от аэропорта. Воздушная гавань же расположена на восточном берегу близ Обской губы, относящейся к Карскому морю.

Инфраструктура Ямальского района

Ямальский район является довольно сложным для освоения и разработки полезных ископаемых. Связано это не только с суровым климатом, но и с неразвитостью инфраструктуры. Одной из ключевых задач проекта «Ямал СПГ» является решение данной проблемы.

Ближайшим воздушно-транспортным узлом близ поселка Сабетта ранее был Он был открыт к концу 2012 года и полностью принадлежит компании «Газпром». На таком же расстоянии от поселка располагается и ближайшая железнодорожная станция «Карская». Поэтому проблема транспортной инфраструктуры серьезно тормозила разработку Южно-Тамбейского месторождения.

Аэропорт Сабетта (Ямал): строительство

Строительство воздушно-транспортного узла близ поселка Сабетта было масштабным проектом «Ямал СПГ». Данный проект предусматривает строительство транспортной инфраструктуры Южно-Тамбейского месторождения, являющегося одним из самых крупных в Ямало-Ненецком АО по запасам природного газа. Здесь также располагается завод, производящий сжиженный природный газ. Работы по строительству транспортной инфраструктуры были начаты в 2012 году, когда начали возводить аэропорт Сабетта. В этом же году началось строительство морского порта. Порт предназначен для навигации в течение всего года по В перспективе здесь будет локализован российский ледокольный флот.

Оператором арктических «воздушных ворот» является общество с ограниченной ответственностью «Международный аэропорт Сабетта», которым, в свою очередь, владеет предприятие «Ямал СПГ», реализующее проект освоения Южно-Тамбейского месторождения. Среди акционеров «Ямал СПГ»:

  1. Независимая российская компания «Новатэк» (является держателем 60 % акций).
  2. Французское нефтегазовое предприятие «Тотал» (20 % акций).
  3. Национальная нефтегазовая корпорация из Китая CNPC (20 % акций).

Общий объем инвестиций в реализацию проекта «Ямал СНГ», по предварительным оценкам, составил около 27 миллиардов долларов. За год объемы добычи природного газа достигают 30 миллиардов кубометров. Газ экспортируется преимущественно в сжиженном состоянии. Предполагаемый объем запасов сырья составляет около 492 миллиардов кубометров, а прочих жидких углеводородов - 14 миллионов тонн.

Строительство арктического хаба предполагало применение новейших технологий для возведения сооружений на вечномерзлых обводненных грунтах. Проект возведения двухэтажного здания аэровокзального комплекса был опубликован в конце 2013 года на интернет-портале «Новатэк». В начале 2014 года предприятие «Ямал СПГ» сообщило, что, по предварительным оценкам, объем инвестиций в строительство воздушно-транспортного узла составил 150 миллионов рублей.

Проект строительства комплекса предполагал два этапа работ. Первый включал в себя сооружение служебно-пассажирского терминала, расположенного на площади 36 × 42 м. На втором предусматривалось сооружение международного терминала на площади 36 × 36,5 м и здания для командно-диспетчерского пункта. Таким образом, оба терминала должны располагаться на площади 36 × 78,5 м. Изначально открытие первого арктического аэропорта планировалось на июнь 2015 года.

Проект аэродромного комплекса включал в себя сооружение ВПП, ангаров для авиатехники. Строительство взлетно-посадочной полосы завершилось к декабрю 2014 года.

В июле 2015-го руководство аэропорта получило сертификат соответствия для осуществления деятельности аэропорта. Также аэроузел был занесен в государственный реестр. 5 октября этого же года Межгосударственный авиационный комитет официально признал пригодность аэропорта для приема и отправки международных рейсов. А 24 декабря открылся пункт пропуска через государственную границу.

Аэропорт Сабетта: открытие

Несмотря на то что открытие хаба было запланировано на 2015 год, первый рейс был принят в 2014-м. 22 декабря в поселок Сабетта прилетел первый самолет. Им был "Боинг 737" отечественного перевозчика "ЮТэйр". Рейс носил преимущественно технический характер. Прием воздушных судов и обслуживание пассажирских авиарейсов началось 2 февраля 2015-го. Для международных авиаперелетов аэропорт открылся 29 июля того же года. Причиной тому послужило распоряжение российского правительства, а также установка грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу. Первый международный рейс состоялся ночью 4 марта 2016 года, который выполнялся по маршруту «Пекин - Сабетта - Москва». Воздушное судно прибыло из китайской столицы и доставило в Сабетту (Ямальский район) четырех пассажиров, после чего отправилось в Москву.

Характеристики ВПП

Аэропорт Сабетта имеет взлетно-посадочную полосу, выполненную из железобетона, которая полностью соответствует требованиям первой категории ИКАО. Размеры полосы составляют 2704 м в длину и 46 м по ширине.

Принимаемые типы воздушных судов

Арктический хаб может осуществлять прием и отправку авиалайнеров следующих типов:

  • "Ил-76".
  • "Аэробус А-320".
  • "Боинг 737-300".
  • "Боинг 767-200".

Также он способен принимать самолеты с более легкой взлетной массой и все типы вертолетов.

Авиакомпании, рейсы

В настоящее время аэропорт Сабетта занимается обслуживанием регулярных вахтовых пассажирских авиарейсов, которые выполняются отечественными компаниями "ЮТэйр" и "Ямал".

"ЮТэйр" выполняет рейсы из Сабетты в Москву (аэропорт Внуково), Новый Уренгой и Самару. Авиаперевозчик "Ямал" осуществляет рейсы в Москву (аэропорт Домодедово) и Новый Уренгой.

Таким образом, арктический аэропорт Сабетта имеет важное стратегическое общегосударственное значение. Он был построен в рамках проекта «Ямал СПГ», призванного улучшить транспортную инфраструктуру Южно-Тамбейского месторождения природного газа. Возведение хаба начиналось практически с нуля в 2012 году и завершилось к концу 2014-го. В. В. Путин отмечает, что финансирование проекта осуществляется за счет частных и государственных средств. Генеральный директор авиакомпании "ЮТэйр" А. Мартиросов считает, что открытие аэропорта повысит уровень транспортной доступности полуострова Ямал и станет толчком к освоению северо-запада Сибири. Поселок Сабетта фактически стал крупнейшим международным воздушно-транспортным узлом в Ямало-Ненецком АО.