Деревянный дворец в селе коломенском. Коломенский дворец (57 фото). Как добраться до дворца Алексея Михайловича в Коломенском

В настоящее время всё ещё продолжается строительство дворца, подходить близко к нему пока ещё не приветствуется.

Внутренности дворца ещё отделываются, но снаружи дворец уже выглядит весьма интересно.

Дворец воссоздаётся не на том месте, где он был построен. Сейчас на том месте разбит парк и растут старые липы... И чтобы не разрушать текущий ансамбльь парка Коломенское было решено возводить дворец на южной окраине парка.

Оригинальный дворец Алексея Михаиловича в Коломенском был построен в 1667-1668 гг. архитекторами Семеном Петровым и Иваном Михайловым

Он простоял около 100 лет а потом был разобран за ветхостью.

Тогда дворец был выполнен из дерева.

Теперь же основные конструкции дворца выполнены на бетонном основании. Однако внешнее убранство дворца восстановлено в стилистике 17 века в дереве.

Имеет смысл представить фотографию интерьера дворца во время выполнения внутренних работ за некоторое время до открытия. Фото предоставлено Павлом Деменко.

От дворца хорошо прогуляться по парку до основного ансамбля музея-усадьбы Коломенское.

Издалека ориентиром будет стремящаяся ввысь белая церковь Вознесения.

Раньше в этом месте стояла деревня, я ещё застал маленькие домики, стоящие на пути от метро Каширская к парку Коломенское. Тогда эти места ещё не воспринимались как единый парк.

Теперь же в яблоневом саду поставили скамеечки

Проложили дорожки и ведут дальнейшее благоустройство

Ну а спустившись по лесенке, ведущей вниз от яблоневого сада попадаешь в овраг с ручейком и прудами...

Но об этих местах я уже рассказывал подробнее на страницах про парк

В 1660-е гг. Алексей Михайлович построить новый дворец в Коломенском. Торжественная церемония закладки дворца состоялась 2 мая 1667 г.

В 70-е гг. XVII в. царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское. Как отмечал известный русский историк Н.И. Костомаров в своей работе «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»: «там почти во все свое царствование он строил и перестраивал себе деревянный дворец, стараясь сделать его как можно изящнее и наряднее».

Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов, дипломатические приемы и войсковые смотры. Архитектурный шедевр полюбился и всем последующим правителям. Особенно часто дворец посещал царь Петр I со своей матерью царицей Натальей.

В связи с ветхостью дворца в 1767 г., ровно через сто лет после начала его строительства, императрица Екатерина II распорядилась разобрать его, предварительно сделав подробные обмеры и чертежи. Благодаря этим ценным документам впоследствии дворец мог быть восстановлен.

В 1990-х гг. Правительством Москвы было принято решение о воссоздании дворца царя Алексея Михайловича. Строительство началось в июне 2007 года и завершилось в августе 2010 г. Общая площадь дворца, состоящего из шести корпусов, связанных между собой переходами, составляет 7 230 м², в том числе 1 400 м² предусмотренных под художественное оформление интерьеров.

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек.

При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.

Аллегорические изображения Европы, Африки и Азии, помещенные в круглых щитах над хоромами, создавали общемировой контекст этой резиденции, а уподобление Алексея Михайловича солнцу, царицы — луне, их детей — планетам и звездам свидетельствовало о космическом величии государя. Дворец был призван показать русским подданным и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Симеон Полоцкий назвал дворец «Восьмым чудом света».

В интерьерах дворца соединились высокое искусство Московского царства второй половины XVII в., передовые строительные технологии того времени и умение мастеров. Полы дворцовых покоев были выполнены из дубового паркета, стены и потолки дворца были обиты тесом, затем на него было уложено сукно, которое после оклеивалось холстом, а на него уже наносились краски. В личных покоях царствующих особ стены могли обивать золочеными кожами с тисненым орнаментом. Также стены было принято украшать западноевропейскими шпалерами и восточными коврами.

Кабинет царя Алексея Михайловича

Дворец делится на две половины: мужскую и женскую. Каждая из них имеет отдельный вход с улицы, также можно пройти по переходу внутри дворца. Между "половинами" в подвальном этаже находится мыльня.

Воду для мытья держали в деревянных ушатах и кадьях, а также металлических сосудах. Разогревали ее с помощью раскаленных камней из каменки, которые кидали в воду. Щелок для мытья волос держали в медных луженых тазах, квас - в берестяных туесах. В верхних этажах терема пол и стены мыльни до уровня лавок выстилали для защиты от протечек свинцовыми досками, спаянными по швам. Над дверью в мыльню помещен список иконы "Богоматерь Живоносный источник".

Здесь мылись мужчины. Женские мыльни меньше и расположены отдельно от мужской.

Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя, хотя в ней находилось много сходных предметов мебели, отражающих высокий статус владелицы. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу.

Почему в женской части печь круглая? Потому что маленькие дети жили с царицей. О круглую печь сложнее сильно удариться.

Царевне Софье Алексеевне (1957-1704) - третьей дочери царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, как и другим царевнам, был предначертан теремной затвор и вечные молитвы за страну и царскую семью. Однако царевна Софья проявила себя как "принцесса ума великого", которую панегиристы заслуженно сравнивали с Софией Премудростью Божией. По смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича, в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного кланом Милославских восстания стрельцов, царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а регентом - их старшая сестра царевна Софья. ,

Загородный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - исключительный по красоте и великолепию ансамбль, выдающееся произведение русской деревянной архитектуры XVII века, современники называли его "Восьмым чудом света". 26 теремов с зелёной кровлей в виде шатров, "бочек" и "луковиц", вокруг которых затейливо расположились крыльца, галереи,
требующие обхода и осмотра со всех сторон.

Алексей Михайлович Тишайший - второй русский царь из династии Романовых (1645 - 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии, отец Петра Первого.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском – памятник искусства и быта последнего, самого яркого периода Московского царства, в которое уходит корнями современная Россия.






В 1667-1668 гг. Алексей Михайлович построил великолепный деревянный дворец (100 метров в длину, 80 метров в ширину и 50 метров в высоту), ставший олицетворением всех достижений русского зодчества того времени. В единый комплекс Государева двора вошли деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дворцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни.




Государев двор был окружен оградой с тремя воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады, окруженные высоким забором.




Эту затейливо украшенную систему построек возводили не для удобства царской семьи, а чтобы его пышностью произвести впечатление на иностранных гостей. И это удалось, а Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец «осмым дивом», то есть 8 чудом света.


Но после смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Екатерина хотела отреставрировать дворец, но 56 934 золотых рубля оказались для нее слишком большой суммой. Тогда были сделаны тщательные обмеры и описи здания. Именно они помогли в недавнем воссоздании дворца.



Интересно, что место, где стоял дворец Алексея Михайловича, 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. И вот в 2010 году был открыт воссозданный дворец Алексея Михайловича. При этом, единственное отступление от оригинала было в использовании железобетонного каркаса с целью уберечь здание от пожара.





Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада.



На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности.



Снаружи фасады украшены резными наличниками с множеством разноцветных деталей. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень.



Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами.


Парадное крыльцо Дворца Алексея Михайловича

Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы.


Главный вход в хоромы









Фрагмент парадных дверей дворца Алексея Михайловича

По тем временам дворец был просто громаден. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров.


Интерьеры дворца в Коломенском

У входа во дворец стоят две пушки времён северной войны. Наличие пушек в нескольких метрах от абсолютно деревянного дворца, который может загореться от одной спички, повергает в недоумение. Может быть, они имели не боевое значение, а подавали какой-то торжественный сигнал?



Рядом с дворцом находится статуя императрицы Елизаветы Петровны. Это модель памятника, выполненного для г.Балтийска в 2004 г. скульптором Георгием Франгуляном. Императрица смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом.


статуя императрицы Елизаветы Петровны

Внутри в каждом зале – слюдяные оконницы XVII века. Прозрачным минералом – слюдой нередко стеклили окна храмов и дворцов. Стекло в те времена было довольно толстым и плохо пропускало свет, а русская слюда считалась лучшей в мире. К тому же, домочадцы старались не смотреть в окна, опасаясь "сглазу".




Витражи дворца в Коломенском

Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича

Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича. В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы".


Шкаф-кабинет – реконструкция, имитация итальянского кабинета начала XVII в.

В XVII веке словом кабинет называли предмет мебели – особый шкафчик со множеством ящичков, потайных и не очень, для хранения различных предметов для письма. Кабинеты придумали в Италии на рубеже XIV-XV веков. Постепенно мода на такие шкафчики распространилась по всей Европе. Поскольку шкафчики-кабинеты находились в помещениях для занятий, то их также стали называть кабинетами. Шкаф, стоящий в комнате дворца, – реконструкция, имитация итальянского кабинета начала XVII века.


Наборы шахмат и шашек

Алексей Михайлович очень любил тихие игры – шахматы, шашки, был прекрасным семьянином, играл в эти игры с сыновьями. Наборы шахмат и шашек были специально закуплены в XVII веке для Коломенского дворца.


Круг чтения в комнате царя Алексея Михайловича обозначен копиями книг и рукописей (подлинники которых хранятся в Российском государственном архиве древних актов). Среди них - обязательное для православного человека Евангелие, напечатанное на Московском Печатном дворе в 1663 году. Для работы с книгами и бумагами царь Алексей Михайлович использовал очки.




Стены убраны кожаными обоями.Обычно такие обои делали итальянцы, позже их стали делать в Турции. В Коломенском дворце обои турецкие, хотя в XVII веке должны были быть итальянские. Любопытно расположение икон в кабинете. Обычно иконы вешали в красном углу. Но если их в покоях было много и места в красном углу не хватало, то их могли повесить на всех стенах, где было место. В “комнате” применили именно такую развеску икон. Все представленные здесь иконы относятся к XVII веку. Икона святых князей страстотерпцев и мучеников Бориса и Глеба находится здесь не случайно. Дворец был заложен 3 мая 1667 года – в день памяти святых Бориса и Глеба.




фрагмент изразцовой печи

Комната царевича Фёдора Алексеевича

Комната царевича Федора Алексеевича. Федор, девятый ребенок царя Алексея Михайловича, родился болезненным. На него не возлагали особых надежд как на будущего правителя. Но в 1676 году шестнадцатилетний царевич был венчан на царство вместо неожиданно скончавшегося отца. Федор Алексеевич стал очень деятельным государем и за недолгое шестилетнее правление сумел многое поменять в русском обществе.


Фрагмент окна


Фрагмент изразцовой печи




Фрагмент люстры



Говорят, что Фёдор Алексеевич был слаб здоровьем. Но это не соответствует действительности. В покое государя стоит западный доспех и алебарды. Это не только намёк на военную реформу. В детстве среди игрушек и Алексея Алексеевича, и Фёдора Алексеевича были некие латы потешные. Западное оружие приобщало наследников к западной культуре, западной цивилизации.

Кабинет Петра I

Стены обиты зелёным сукном. Оно, как и красное, было самым любимым для шатёрного наряда. Комнату освещают простые прямоугольные окна с мелким голландским переплётом. Здесь стоит подлинный шкаф голландской работы, а в нём – настоящая голландская посуда рубежа XVII-XVIII века.

Оконное стекло непрозрачное. Прокатный стан для стекла ещё не был изобретён. Стеклодув выдувал большой пузырь и прокатывал его скалочкой. Получалась неровная волнистая поверхность. На столе лежат рукописи и книги. Рукописи – это факсимильные копии почерка самого Петра I. Почерк у царя был ужасный, впрочем, как и у батюшки, и у старшего брата. Две книги очень характерны для петровской эпохи. Это «Арифметика» Леонтия Магницкого и «География генеральная».




В кабинете Петра I. Фрагмент изразцовой печи. Печь в петровской комнате является исторической реконструкцией. Её украшают современные изразцы, сделанные по образцу раннепетровского времени. Эти изразцы укладываются в первое десятилетие XVIII века.


В кабинете Петра I. Портрет Екатерины I

Портрет изображает Екатерину I. Екатерина Алексеевна, Марта Скавронская, лифляндская не то крестьянка, не то горожанка, которой суждено было стать всероссийской императрицей. Её портрет поместили здесь, потому что именно в Коломенском дворце Екатерина Алексеевна родила Петру дочь, Елизавету Петровну. В каком именно помещении рожала Екатерина – неизвестно, может быть по старому русскому обычаю это происходило в мыльне.

Сени перед Столовой палатой


Сени перед Столовой палатой - своего рода буфетная, из которой обслуживали царские пиры. Здесь ставили все, что позже подавали на столы: из Сытного двора - сосуды с винами, пивом, медом и квасом; из Хлебного двора - калачи, караваи, пироги; из Кормового двора перед началом пира стояли кувшины с уксусом и лимонным рассолом.

Столовая палата царя


Столовая палата - самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца. В палате проходили важнейшие дворцовые церемонии. Здесь принимали иноземных гостей, отмечали семейные и церковные праздники, могли устроить прием в честь важного назначения.



"Гостей во дворце - как семян в огурце. Один из Щвеции, другой из Греции,
Третий с Гавай - и всем жрать подавай! Одному - омаров, другому - кальмаров,
Третьему - сардин, а добытчик один!"

Кушанья и питье на царский стол подавали, следуя придворному ритуалу. Каждое блюдо многократно пробовали из-за боязни отравы или порчи. При отпуске с поварни блюдо отведывал повар в присутствии стряпчего, от него блюда принимали ключники (каждый отдельное кушанье) и под охраной стряпчих несли во дворец.


Царский пир


Подавая яства на кормовой поставец, ключники пробовали каждый со своего блюда; наконец, кушанья пробовал дворецкий (глава Приказа Большого дворца, отвечавший за продукты для царского стола) и отдавал стольникам "нести перед государя". Перед подачей на стол блюда отведывал кравчий, а напитки - чашник.


Изразцовая печь в Столовой палате. Реконструкция на основе изразцов XVII века


Фрагмент росписи потолка и стен в Столовой палате

Думная палата

Думная палата служила для ожидания высшими чиновниками (боярами) царского выхода, либо приглашения в ещё более торжественные и важные по своему значению палаты.
По оформлению эта палата очень похожа на сени перед столовой, та же резьба, тот же шатёрный суконный наряд, те же традиционные для Руси пристенные лавки.





Фрагмент изразцовой печи в Думной палате.
Реконструкция на основе изразцов XVII века

Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Государь восседал на этом троне. Внизу два золотых льва. Они с секретом. Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.









Фрагмент росписи потолка на сюжеты Ветхого Завета







Для царицы была устроена женская половина дворца. Алексей Михайлович был женат дважды. В 1648 году царь заключил брак с Марией Милославской. До самой ее смерти царь был примерным семьянином, у них родились 13 детей, среди которых будущие цари Федор и Иван, а также царевна правительница Софья.

После смерти Марии Милославской Алексей Михайлович в 1671 году женился на Наталье Нарышкиной, родственнице дворянина Артамона Матвеева, который стал оказывать большое влияние на монарха. Молодая жена родила царю троих детей и, в частности, будущего императора Петра I.

Голубая гостиная императрицы Елизаветы Петровны


Воссозданная голубая гостиная императрицы Елизаветы Петровны. Дочь императора Петра I Елизавета родилась в 1709 году. В детстве они с сестрой Анной много времени проводили в царских "подмосковных" (существовала даже легенда о рождении Елизаветы в Коломенском). В 1741 году дочь Петра Великого сумела, опираясь на гвардию, взойти на престол.




Покои Елизаветы Петровны


В зале находятся портреты Елизаветы Петровны, Петра Первого и шведского короля того времени. Императоры считали друг друга братьями и держали изображения монархов других государств, правивших одновременно с ними. Стены отделаны штофными обоями, созданными специально для этой залы по старинным образцам.


В комнате Елизаветы Петровны представлена эпоха барокко, классического барокко XVIII века. На потолке написан «Триумф Марса и Венеры». Люстра сделана из венецианского стекла, она современная, но стилизована под XVIII век.




Люстра сделана из венецианского стекла, она современная, но стилизована под XVIII век.





Комната отражает эпоху Елизаветы Петровны. Она родилась в Коломенском. И часто бывала здесь до и после коронации. Возможно, в её царствование какие-то из покоев расписали подобным образом. Хотя эта комната не особо подходящая для такой пышности. Для роскошного барокко она маленькая и низкая. Царица очень любила фрукты из коломенских садов. Из Коломенского в Санкт-Петербург ей специально доставляли яблоки и груши особым образом пересыпанные рожью, чтобы по дороге не попортились.

Престольная палата царицы

В этой палате государыня проводила приёмы по поводу
- своих именин
- рождения наследника, именин детей
- Пасхи, Рождества и других важных праздников.
На эти приёмы допускались женщины, иногда бывали и мужчины, но в этом случае на приёме присутствовал сам царь. Он стоял рядом, мог принимать выборных с подарками от разных слоёв общества, не только знати. В этой палате бывали выборные от купцов и горожан.

Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители.

Тем не менее, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним проходили люди из Царицыной Мастерской палаты, управляющие и жители подведомственных палате слобод, духовенство с подношениями и просьбами, а также другие челобитчики - царицы и царевны часто ходатайствовали перед царем о смягчении приговоров.

На потолке написаны аллегории времён года. Они выполнены в очень интересной манере. Мы привыкли, что части света изображают в женских образах, а здесь четыре времени года изображают мужчины разного возраста. Зима представлена в виде старика, весна –это юноша, почти мальчик, осень – зрелый муж, лето – молодой мужчина.

Внизу, в нижнем регистре стены впервые в росписи появляются пейзажи – ланчаки. Это отголоски западной культуры, когда в искусстве появились пейзажи. При дворе знали, что их следует изображать, но где – не совсем понимали, поэтому во дворце их осторожно поместили в самый нижний ярус. На снимке печи внизу виден один ланчак.


Для престольной палаты выбрали икону Успения Богородицы. под иконой подвешена шитая пелена «Голгофский крест». Эта вышивка служит образцом рукоделия, шитья жемчугом знатной женщины XVII века. Таким шитьём занималась и сама государыня-царица.

Мастерская палата царицы


В мастерской палате государыня занималась рукоделием.
Эту палату условно можно назвать “министерством рукоделия”.

В ведении “Царицыной мастерской палаты” находились золотошвейные мастерские в Кадашевской и в Хамовнической слободах Москвы. Государыня должна была раздавать уроки, т.е. задания, поручения мастерским и принимать их работу. Если работа была сделана плохо, то она сама должна была показать, как сделать хорошо. Царица была мастерицею из мастериц, лучшая вышивальщица и рукодельница. Должна была уметь блестяще работать иглой.







изразцовая печь в Царицыной мастерской палате

Все вышивальные работы в царицыной мастерской делались для дворца или для церкви – шитые иконы, подвесные воздухи, погребальные пелены. Среди мастериц существовала конкуренция. Каждая мастерская и мастерица старались показать, что они -лучшие. Во время Ивана Грозного соревновались две мастерские – царицына, Анастасии Романовой и Ефросиньи Старицкой – жены двоюродного брата Ивана Грозного. Многие тогда говорили, что старицкие мастерские лучше царицыных.

Моленная (Крестовая палата государыни)


Иконостас в Крестовой сборный, из икон XVII века. В нём стоит обратить внимание на икону Богоматери Одигитрии. Считалось, что эта икона обязательно должна быть в иконостасе царицы. Её почитали и в Византии.


Она намного больше мужской молельной комнаты. Было ли так на самом деле неизвестно, но музейщики придумали, что все дети до определённого возраста жили на половине цариц до того как их переводили в отдельные палаты – царевича и царевен. В женской крестовой плате должно быть достаточно места для всех детей, царь же, как правило, молился в уединении.

Царская опочивальня


Как и положено, кровати в те времена - короткие, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (это считалось опасным для жизни). Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий.



Над кроватью обязательно устанавливались столбы и балдахин. Кровати в те времена были короткими, спали на них почти сидя. Если государь изволил почивать с государыней, то он шёл на половину царицы. Царица в этой опочивальне если и бывала, то на ночь не оставалась. Сундуки. В них хранилась самая охраняемая часть царского имущества, называемая белой казной.Белая казна или бельевая казна – это нательное и постельное бельё, а также полотенца. Бельё хранили пуще глаза, потому что через него, через то, что ближе к телу, легче всего было напустить порчу.

Однажды, не в Коломенском, а в Кремле в белье были обнаружены некие корешки. А корешки – это всегда намёк на чародейство и колдовство, из них варили зелья. Был учинён жесточайший розыск, чтобы выяснить откуда это взялось. Нашли какую-то портомою, которая сдуру их туда положила. Сильно её наказывать не стали, но от дворцовой службы отставили и, на всякий случай, сослали в какой-то северный город, вроде Каргополя. Также на всякий случай поменяли штат постельников. Бережение – оно бережение и есть.

Крестовая палата - личная комната для государевой молитвы

Крестовых палат во дворце было несколько. У каждого взрослого члена семьи обязательно была своя отдельная крестовая палата. В ней совершались утреннее и вечернее молитвенное правило. Алексей Михайлович отличался благочестием и таковые благочестивые дела, ежедневно занимали около 5-6 часов в его царском расписании. По большим праздникам он проводил на службах и в молитве до 8-9 часов. Посещение богослужений было прямой обязанностью царя. Считалось, что если царь хорошо молится, то и страна хорошо живёт, а если государь эти обязанности манкирует, то и для страны ничего хорошего ждать не стоит. Крестовая палата формируется как некое особое, духовное, личное пространство человека, в этой палате молившегося.

Учительная палата


Алексей Михайлович был прекрасным семьянином, отцом 16 детей от двух браков. Не все его дети выжили, но государевы отпрыски и наследники в немалом числе присутствовали во дворце. Царь уделял большое внимание образованию и воспитанию своих детей. Сам Алексей Михайлович получил традиционное древнерусское образование, состоявшее в обучении чтению, письму и церковному пению.




В Учительной палате

Мыльня и «мовные» сени


«мовные» сени

Мыльня включает «мовные» сени и саму мыльню. В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагались скамьи с резной опушкой и «мовной» постелью. Кроме лавок в сенях перед мыльней стояли столы, один из которых предназначался для «мовной стряпни» (вещей, которые использовали во время мытья – колпаков, простыней, опахал и др.).




в "мовных сенях"


переход в "мыльню"

В царском дворце мыльню (мовня, мовница - старинное название бани) устраивали в подклете или на одном этаже с жилыми комнатами, отделяя от них небольшими переходами-коридорами или сенями. В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагали скамьи с резной опушкой и "мовной" постелью.

А вот и сама "мыльня". По стене от печи до противоположной стены тянулся полок с приступками и подголовьем. Чем выше была ступень этой своеобразной банной лесенки, тем на ней было жарче. Вдоль других стен стояли лавки, на которых мылись. На полок и лавки раскладывали свежее сено с ароматическими травами. В центре мыльни стоит большая деревянная ванна со скамеечкой и простынями внутри, именно в ней мылся царь.



Если исходить из традиционных представлений о русской бане, то царская мыльня довольно просторная. Однако именно такой она была согласно планам дворца. Стоит обратить внимание на полы. Пол в мыльне устроен «в решь», как это называлось в XVII веке. Доски лежат довольно редко с заметным расстоянием между ними. Под полом проложены свинцовые пластины. Они лежат с наклоном, чтобы через щели в полу по этим пластинам стекала вода.








Изразцовая печь в банной комнате

ВСЕ В САД!...

Покидаем дворец Алексея Михайловича и спускаемся в яблоневый сад.
Конечно, ни одна из нынешних яблонь не может помнить царя, сколько времени прошло, но сад очень хорошо дополняет атмосферу дворца.































И сам дворец, и окружающие сады должны были символизировать некий рай или Эдем,
и поэтому яблони здесь не простые, а какие-то особенные, ярко красные или даже бордовые, издающие удивительный аромат. Место это издавна называлось "Дьяково городище",
культурная часть его называется "Дьяковский сад", тысячи и тысячи яблонь, но эти красные растут только в одном месте, возле дворца.





Дворец царя Алексея Михайловича – сказочный красавец, открытие этого дворца в Коломенском состоялось в 1672 году. В семнадцатом веке подлинный дворец в Коломенском вызывал бурный восторг у современников, и ведь не даром зарубежные гости называли его «восьмым чудом света». Настолько он красив и необычен.

ФОТО НЕ МОИ!!! Огромная благодарность за предоставленные фото

Дворец Алексея Михайловича Романова находится на территории московского музея-заповедника «Коломенское» . Музей состоит из большого живописного парка, в нем располагаются сохранившиеся исторические архитектурные постройки и, конечно, воссозданный дворец. Он похож на сказочный терем, его окна украшены затейливыми наличниками, башенки обшиты тесом, имитирующим камень. Симметрия и величие практически никого не оставляют равнодушным. Совсем недавно не было этого дворца — не щадит время шедевры деревянного зодчества, какими бы совершенными они ни были.

В 1990-е годы правительство Москвы приняло решение о воссоздании хором самодержца. Строительные работы начались в 2007 году, кропотливый и неустанный труд строителей, реставраторов, историков и искусствоведов смог сотворить за 3 года чудесный дворец, который мы сейчас имеем возможность видеть своими глазами.

История дворца

Издревле подмосковное село Коломенское было вотчиной московских князей. Летописи сообщают о наличии дворца уже в XIV веке, жил здесь и Иван Грозный. Даже когда царствующая династия сменилась, первый Романов — Михаил Федорович — продолжил традицию предшественников. Хоромы были расширены, дворец реконструирован по разумению нового царя. Полюбилось это место и наследнику — Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим. Он использовал его как загородную резиденцию. Но новому царю уже было мало того, что создал его отец и деятельный молодой государь решился не просто на реконструкцию, а на сооружение полностью нового дворца.

Строительство продвигалось весьма быстрыми для того времени темпами, отделочными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков. Сусальное золото и краски, которые использовались для отделки, закупались за рубежом. Недолго прожил Алексей Михайлович в новом дворце, после его смерти власть перешла к его сыну — Федору Алексеевичу, последний несколько перестроил здание. Однако после восшествия на престол Петра Великого столица была перенесена в Санкт-Петербург. Дворец стал постепенно приходить в упадок, так как последующие венценосные особы не уделяли этой загородной резиденции внимания. Спустя много лет Коломенское посетила Екатерина II, энергичная императрица приказала составить смету ремонта, однако состояние хором в то время уже оставляло желать лучшего, в связи с этим было решено вместо реконструкции построить новый дворец. Но перед тем как разобрать хоромы, специалисты сделали его чертежи, благодаря которым и стало возможно последующее восстановление.

Воссоздание дворца стало возможным не только благодаря чертежам — история сохранила рисунки, литографии, описания, ставшие теми драгоценными крупицами, которые использовали в своей работе историки и реставраторы. Нынешний дворец стоит не на том месте, где был прежде. Дело в том, что к тому времени, когда было принято решение о реставрации, вековые деревья уже возвышались на месте восьмого чуда света — так называли современники царскую резиденцию. И хотя здание построено совсем недавно, его интерьеры, украшения и прочие детали были выполнены с особой тщательностью. Это проявляется в любой мелочи, например, в XVII веке еще не было привычных нам стекол, вместо них в то время применяли слюду и реставраторы воссоздали слюдяные оконницы. Фасады дворца украшены великолепными фигурными композициями, необычными наличниками и многоцветными резными деталями. Однако есть и отступления — нынешний дворец не полностью деревянный, он построен из железобетонных конструкций, которые покрыты бревнами.

Экспозиции дворца

Основная экспозиция — историко-художественная реконструкция, представленная 24-мя интерьерами, которые позволяют окунуться в жизнь и быт государственных особ той эпохи.

Царский дворец в Коломенском делится на две половины — мужскую и женскую, имеющие отдельные входы, здесь можно осмотреть хоромы царя, царицы и царевичей.

В Столовой палате дворца можно увидеть, как проходил настоящий царский пир с его размахом и величием. Посетители знакомятся с традиционными яствами и роскошным убранством стола. В Думной палате проходили совещания боярской Думы. Глядя на царский трон и расположенные по бокам от него лавки, на которых сидели бояре, можно почувствовать, какие судьбоносные решения принимались в стенах царской резиденции. Так как царь был очень набожным, то каждое утро он начинал с молитвы, которую он совершал в Крестовой палате. На мужской половине множество залов, которые знакомят с бытом и нравами той эпохи.

На женской половине помимо интерьеров также представляет интерес выставка подлинных предметов, относящихся к XVII веку — икон, кованых изделий, фрагментов изразцовых печей — все это передает уровень мастерства и фантазии умельцев того времени.

Кроме того, в музее есть и временные выставки, к примеру, посвященные народным художественным промыслам.

Сильной чертой музея является интерактивность, которая погружает посетителей в историческое прошлое и делает их участниками событий, происходивших в хоромах в давние времена. Для детей в стенах дворца проводятся разнообразные по сюжету игры-путешествия, которые в развлекательной форме помогают узнать много интересного об истории страны. За участие в некоторых даже дарят грамоты и небольшие сувениры.

Жизнь дворца насыщена и культурной программой — в «Театральной хоромине» проходят музыкальные концерты и спектакли для детей.

Хоромы доступны для самостоятельного осмотра, в залах размещена информация, дающая представление об истории, жизни и быте царских особ. Для составления более полного впечатления можно воспользоваться аудиогидом или приобрести билет на экскурсию для сборных групп. Сотрудники музея разработали множество тематических экскурсий (в том числе театрализованных) в зависимости от возраста и интересов посетителей.

Цены на билеты во дворец в Коломенском

Вход на территорию парка «Коломенское» бесплатный.

  • Вход на женскую половину дворца: взрослые — 250 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Экспозиция «Сокровища русского искусства»: взрослые — 150 руб., пенсионеры — 50 руб.
  • Комплексный билет на посещение мужской половины и сменной выставки в Галерее у Хором царевичей: взрослые — 300 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Комплексный билет, позволяющий посетить мужскую и женскую половины, а также сменную выставку в Галерее у Хором царевичей: семейный (в выходные для группы до 4 чел.) — 850 руб., взрослые — 400 руб., пенсионеры — 100 руб.

Приобрести билеты можно как в кассе музея, так и на объединенного музея-заповедника.

Как добраться до дворца Алексея Михайловича в Коломенском

Ближайшая к музею «Коломенское» станция метро — «Каширская», после выхода из вагона стоит посмотреть на указатели выхода из метро. Нужное направление — музей «Коломенское». Выйдя из метро, необходимо дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. Дорога от метро до парка занимает примерно 5-7 минут.

До дворца можно дойти и от метро «Коломенская», но это займет больше времени. Нужно найти на указателях в метро выход к музею «Коломенское», затем пройти вдоль проспекта Андропова до входа в парк.

Также до музея можно добраться на машине или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett и другими.

Видеообзор дворца с высоты

В Коломенском недавно открыли музей - Летний дворец царя Алексея Михайловича Романова

Сам дворец располагался совсем в другой части, но там реконструкция невозможна на настоящий момент, поэтому его разместили здесь, за основу реконструкции взяты старые рисунки и чертежи.


Фото 2.

деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Будучи исключительно богато украшен, вызывал восхищение у видевших его иностранцев и заслужил прозвище «восьмого чуда света».


Фото 3.

Василий III построил в подмосковном селе Коломенском в 1528-1532 годах шатровую церковь Вознесения. В это же время в Коломенском уже существовали царские хоромы. И. Забелин сообщает, что Иван Грозный в Коломенском дворце праздновал свои именины (29 августа).

В 1640 году Михаил Фёдорович построил новые хоромы на старом месте. Обычно новые строения ставили на месте старых. 17 сентября царь с боярами в передней избе праздновал окончание строительства.

Алексей Михайлович в молодости увлекался охотой и регулярно приезжал в Коломенский дворец. В 1649 и 1650 годах он строил в Коломенском новые хоромы. В 1657 году были пристроены новые хоромы по случаю рождения детей в царской семье.

В 1667 году завершился черновой этап строительства дворца Алексея Михайловича. Строили дворец плотничий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов. Зимой 1667 - 1668 года велось украшение дворца резьбой. В мае 1669 года из-за границы были доставлены краски и сусальное золото для отделки дворца. В мае была расписана зеленью чешуйчатая кровля. В июне началась роспись внутренних помещений. Росписью руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и подволоки (потолки) по грунтованным холстам. Роспись и золочение продолжалось два года. Иностранные современники, посещавшие Коломенский дворец называли его восьмым чудом света.

В 1673 году часовой мастер Оружейной палаты Пётр Высоцкий установил часы на башню перед воротами и устроил механику рыкающих львов.

После смерти Алексея Михайловича дворец был перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую повалушу (столовую) и на её месте построить новую столовую. Столовую перестраивал крестьянин боярина П. В. Шереметьева Сенька Дементьев. Столовая соединялась с хоромами царя новыми сенями. Под сенями построили золочёные ворота, названные передними. Когда царя не было в Коломенском, ворота завешивали тканью для сохранения позолоты. Также был проведён ремонт деталей внешних украшений и механизм рыкающих львов, которые стояли у трона. Механика львов располагалась в особом чулане. Ремонт дворца завершился весной 1682 года. После стрелецкого бунта охрана дворца была усилена - было построено 16 изб.

В 1684 году были отремонтированы государевы хоромы и хозяйственные постройки; обновлены роспись помещений и зелень кровель. В 1685 году устроены боевые часы, передние ворота украшены железом и английским оловом. Это был последний ремонт дворца.

В первой половине XVIII века дворец стоял заброшенным, и редко посещался. Анна Иоанновна повелела содержать дворец в «добром призрении», но ремонтных работ практически не проводилось.

4 октября 1762 года Коломенский дворец осматривала императрица Екатерина II. Екатерина повелела создать планы фасадов дворца и составить сметы ремонта. Смета была представлена 11 мая 1764 года. В 1766 году императрица повелела выстроить небольшой дворец на месте скотного и конюшенного двора Коломенского дворца.

31 мая 1767 года «Коломенские управительские дела» сообщили, что в старом дворце начали обрушиваться кровли и лестницы. 16 июля 1767 года было получено повеление Коломенский дворец и его фундамент разобрать, и место очистить. Когда был разобран дворец - неизвестно. Была выполнена деревянная модель дворца (хранится в музее-заповеднике)

Фото 4.

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике ещё в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами. Ориентация относительно сторон света также не сохранена - макет был повёрнут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

По словам Юрия Лужкова, строительство предполагалось завершить в 2010 году. 4 сентября 2010 года Юрий Лужков открыл воссозданный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском[


Фото 5.


Фото 6.


Фото 7.


Фото 8.


Фото 9.

Экскурсию вёл не кто-нибудь, а настоящий боярин!


Фото 10.

Сам мужик прикольный, историк и очень любит свою любимую эпоху XVI-XVII век.

Фото 11.

Дворец - сочетание европейского и русского стиля. амфилада была характерна для западной Европы, между тем узоры сделаны в русском силе, а окна были сделаны из слюды.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.

Дверь просто великолепна.

Фото 15.

Стены дворца были покрыты красным сукном - дорогой материал для того времени. Мебель была изысканной и сделанной лучшими мастерами той эпохи

Фото 16.


Фото 17.

Гобелены - подарок французского короля


Фото 18.


Фото 19.

Окна были не просто слюдяные, на них были витражи как в западной Европе. На самом деле реформы Петра 1 начал его отец Алексей Михайлович.


Фото 20.

Здесь сидели бояре. Самые родовитые сидели ближе к царю.


Фото 21.

Здесь царь трапезничал с боярами. Пирушки у них были знатные, отсюда бояре такие толстые. Кстати СЫТО - это напиток наподобие медовухи, который подавали в конце пира и говорят отсюда "наесться до сыта".


Фото 22.

Знаки зодиака, бояре были не такие уж и неграмотные, как их рисуют на уроках истории. Знали астрономию.


Фото 23.

Печка была почти в каждой комнате и отапливала дворец. А снизу располагалась баня

Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.

А так представляли себе Америку.


Фото 27.

Тронный зал царя Алексея.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.


Фото 31.

Царский трон

Фото 32.


Фото 33.

На потолке тронного зала житие царя Соломона


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

Алексей Михайлович был очень грамотным царём, интересовался наукой, читал много книг.


Фото 37.

Спальня царя


Фото 38.


Фото 39.

Подарки от Европейских послов


Фото 40.


Фото 41.

Доспехи - один из подарков царю

Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.

Карты. Любопытно, что на карте есть некая страна Тартария. Причем не просто Тартария, а Тартария Московитая, Тартария китайская и Тартария мордовская и даже независимая Тартария есть. Что это за страна? Загадка. Сектанты ей спекулируют, но всё же её загадка до сих пор не даёт мне покой. Ужели это была Золотая Орда?


Фото 45.


Фото 46.

Еще один французский гобелен


Фото 47.

А это комната царицы


Фото 48.


Фото 49.

здесь царица и другие женщины дворца, которые жили в женской половине, молились.


Фото 50.

А это уже воссозданная комната 18 века, эпоха Петра 1 и Елизаветы Петровны.


Фото 51.


Фото 52.


Фото 53.


Фото 54.


Фото 55.


Фото 56.


Фото 57.


Фото 58.


Фото 59.


Фото 60.


Фото 61.


Фото 62.


Фото 63.


Фото 64.

Надеюсь вам понравилась прогулка ну и в заключение рекомендую ознакомиться с Боярским языком.