Доисторические свайные поселения в альпах. Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп. Германия. Доисторические свайные жилища

Так выглядели берега Боденского озера во времена неолита и бронзового века на протяжении около 4000 лет, начиная с пятого тысячелетия и до восьмого столетия до н. э. Доисторическим свайным поселениям в этом регионе была посвящена выставка, в 2016 году проходившая сразу в двух музеях Баден-Вюртемберга.

Доисторические свайные жилища

В общей сложности на выставке было представлено около 1200 экспонатов из Германии и других европейских стран. Среди них - колесный диск третьего тысячелетия до н. э., изготовленный из ясеня и клена. Диск был найден в окрестностях города Бибераха.

Доисторические свайные жилища

Расположенные на воде, они обеспечивали лучшую защиту от врагов и диких животных. На территории Баварии и Баден-Вюртемберга обнаружены следы почти двух десятков таких поселений. В 2011 году их внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эта фотография сделана в Унтерульдингене на Боденском озере, где находится посвященный им музей под открытым небом.

Доисторические свайные жилища

Фрагмент посмертной маски (4200 - 3650 до н. э.) и реконструкция маски, выполненная из красного пластика, в монастыре Бад-Шуссенрида.

Доисторические свайные жилища

Эти ножи с кремневыми лезвиями и рукоятками из древесины бузины были обнаружены во время раскопок на месте доисторического свайного поселения в Алленсбахе на Боденском озере. Такой же нож, только меньших размеров, был найден при Эци (Ötzi) - ледяной мумии человека медно-каменного века, обнаруженной в 1991 году в Эцтальских Альпах в Тироле.

Доисторические свайные жилища

Такое свайное поселение, похожее на замок, возникло около 1766 года до н. э. в болотистой местности около озера Федерзе в районе Бибераха.

Доисторические свайные жилища

Керамические сосуды с аппликациями в форме грудей (4000 - 3750 годы до н. э.). Точное место обнаружения неизвестно, но предположительно - Боденское озеро.

СВАЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ, доисторические поселения деревенского типа, расположенные на помостах, которые покоятся на сваях; впервые они были обнаружены в Альпах и в окрестностях этого горного массива. Такого типа поселки можно видеть и в наши дни – у примитивных племен, обитающих в устьях рек Амазонка и Ориноко, на Зондских о-вах (Калимантан, Новая Гвинея и др.), в Африке и других частях мира.

Прежде их принято было именовать озерными жилищами, поскольку они характерны для доисторических культур района альпийских озер. Большая часть их археологических остатков – в Швейцарии, но они обнаружены также в Савойе (Франция), в Северной Италии, в Верхней Австрии, в Словении и Боснии. Эти постройки подразделяют на два основных вида: 1) собственно озерное поселение, где ряд хижин установлен на помосте, опорой которого служат сваи, вбитые в дно озера, или этот помост лежит на гати из хвороста, которая удерживается такими же сваями; 2) болотное поселение, хижины которого размещены на помосте, уложенном прямо на болотистую почву.

Поскольку в озерной воде хорошо сохраняются многие вещества органического происхождения, которые в иной среде могли бы полностью разложиться, наши знания о материальной культуре озерных жителей довольно обширны. Обнаружены деревянная утварь, плоды, зерно и даже кусочки тканей. Во многих местах до сих пор сохранились остатки свай, вбитых в озерное дно; например, в ясный день их видно сквозь воду Невшательского озера; в засушливые периоды они кое-где просто выступают над поверхностью.

Озерные жители занимались рыболовством и земледелием, но у них были и одомашненные животные. В местах их поселений найдены зерна ячменя и пшеницы, льняное семя, бобы, косточки сливы и семена яблок, кости крупного рогатого скота, овец, свиней и коз. Эти люди плавали на челноках-долбленках, ставили ловушки и сети с грузилами, одежду ткали из свитых вручную шерстяных и льняных нитей; хижины плели из прутьев и лозы, обмазывали их глиной и крыли соломой. Хотя они еще пользовались кремневыми орудиями из сколотой гальки, чаще они применяли «отточенные» топоры из нефрита и серпентина. Такое рубило или тесло обычно вправляли в олений рог, к которому приделывали деревянную рукоять, а малые режущие наконечники вставляли прямо в рукоятку из дерева или оленьего рога. Широко использовались и кости животных – в качестве шил, лопаток, наконечников стрел и прочих предметов обихода.

Основное ядро культуры озерных жилищ образовалось в районе западных Альп. Известно более 125 таких поселений вблизи четырех крупных озер в кантонах Невшатель, Женева, Тургау, сообщалось о еще большем их числе в других кантонах Швейцарии – Цюрихе и остальных.

В восточных Альпах поселения эпох среднего и позднего неолита формировались скорее под непосредственным влиянием соседних земель, и хотя им присущи общие альпийские черты, по типу культуры эти восточные поселения существенно отличаются от западных. Наиболее изученные свайные городища восточного ареала находятся вблизи Альтхайма и Мондзе (Верхняя Австрия) и на территории бывшей Югославии – в болотах близ Любляны (Словения), у Вучедола (Славония) и в Доня-Долине под Баня-Лукой (Босния); последнее поселение существовало в конце бронзового века.

В 1854 году в Швейцарии, на Цюрихском озере, открыли поселения, частично стоявшие в воде. В дно мелководья вбивали сваи и на сваях ставили платформы. Иногда - для каждой хижины отдельно, иногда - для всего поселения. На некоторых поселениях сваи сразу поддерживают крышу и образуют каркас для стен. В общем, несколько близких технологий.

Четырехугольные дома в свайных поселениях разделялись на секции. В каждой секции, вероятно, жила семья.

У обитателей свайных построек уже была керамика. Они культивировали пшеницу, ячмень, просо, горох, чечевицу, бобы, пастернак, морковь, капусту, петрушку. Позже - еще полбу и овес.

У них были лен и конопля, и они умели изготавливать из них одежду. В Швейцарии находят чёсаный лен, нитки, куски плетеной и тканой материи.

У «свайников» была собака, свинья, коза, овца, корова. В самых поздних пбселениях появляется и лошадь.

Открытие свайных поселений стало крупным научным событием того времени. Его обсуждали, и не только в кругах узких специалистов. В книжке Д"Эрвильи про «доисторического» мальчика 1 главный герой прямо из пещер, где охотятся на зверей ледникового периода, попадает прямо в свайное поселение. Д"Эрвильи «слепил» две разные эпохи в своей книге, но свайные-то поселения были! Пусть намного более поздние, чем пещерная жизнь и охота на дикую лошадь.

Для ученых же чуть ли не основным вопросом было: а зачем вообще строились свайные сооружения? Огромная ведь работа, цель которой неочевидна.

Некоторые свайные поселения огромны - как Аль-пенка на Цюрихском озере - 40 тысяч квадратных метров, 4 гектара. Учитывая, что строилось все это каменными орудиями, работа была проделана просто невероятная.

Предположений, как обычно, очень много:

- «свайники» хотели быть ближе к воде, чтобы ловить рыбу;

Они очень боялись диких зверей;

Они поклонялись озерам;

Они плавали на лодках, лодки было удобнее причле-нять к платформе, чем вытаскивать на берег.

1 Д"Эрвильи Д. Приключения доисторического мальчика. М, 1966.

Есть и еще около сотни предположений разной степени легкого и тяжелого безумия. Одно из предположений, далеко не основное: «свайники» старались защитить себя от врагов.

Действительно: попробуй залезть на платформу свайного поселения, даже если стоит платформа недалеко от берега. Стоит втащить на платформу мостки, соединяющие ее с берегом, и пространство между берегом и платформой превращается в ров. А если платформа от берега далеко, даже с плотов высадить десант не так просто. Ведь на платформе любого врага с нетерпением поджидают энергичные люди с копьями и каменными топорами.

Появление свайных поселений говорит о том, что древние земледельцы хорошо понимали: у них очень даже есть что взять. Действительно, у охотника можно стащить разве что запасы мяса - и то зимой. Можно «при-хватизировать» еще запасы хорошего камня для орудий и сожрать самого охотника и членов его семьи. Прямо скажем, не так и много получается.

А вот земледелец имеет много чего... Запасы хлеба, бобов, проса... Того, что можно унести и долго хранить. Причем в совершенно любое время года. Да и скотину можно угнать. Одно дело - охотиться на здоровенного лося или зубра. Совсем другое - зарезать домашнюю корову.

Для защиты от кого сооружались платформы на озерах? От других земледельцев или от охотников, бродивших вокруг? Скорее всего, для защиты и от тех, и от других. Но земледельцы древней Европы были населением пришлым, по своим корням не местным. Южане, брюнеты с длинными руками и ногами, тощие и тонкие. Средиземноморская раса. Само по себе стремление «отгоро- диться» от окружающего мира, в том числе и поселившись на воде, очень характерно для «не местных». Всегда и у всех народов проходит много времени, пока переселенцы почувствуют себя уверенно на новой для них земле. Чайлд полагал, что во время «неолитической революции» население Европы сменилось полностью. Кто не ассимилировался в рядах пришельцев и не был истреблен, тот бежал в почти непригодные для жизни пространства Севера 1 . Вряд ли это справедливое мнение.

Еще в конце 1970-х годов немецкий ученый Хойслер доказывал, что «в Европе имело место непрерывное развитие культуры и населения вплоть до исторически засвидетельствованных индоевропейских языков и культур» 2 .

В пользу того, что население сменилось не полностью, говорит и внешний облик жителей Северной Европы - от неолита до нашего времени. Та самая нордическая раса. Как возникла в начале заселения сапиенсами Европы, так и живет себе до нашего времени. И во время «неолитической революции» тоже жила... Не во всей Европе, правда. В южной и в западной Европе смена населения имела место быть. В ней прежнее нордическое население то ли истребили, то ли быстро ассимилировали. Действительно, даже если сотни охотников будут перенимать у земледельцев их тип хозяйства, пришельцев все равно будет в десятки раз больше, чем их. Прежнее население быстро растворится среди пришельцев.

Но к северу и к востоку от Альп население вовсе не менялось! Прелесть палеогенетики в том, что она позволяет сравнивать организмы ныне живущие и любые останки организмов ископаемых. И устанавливать родство между ними.

Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. М, 1952. "HauslerA. Die Indoeuropaisierung Criechenlands nach Aussage der Grab-und Bestattungssitten // Slovenska archeologia. 1981. ХХГХ. S. 61.

Выясняется: к югу от Альп живут люди, предки которых не жили в палеолитической Европе. Их предки уныло (а может, и радостно? Какая разница!) охотились на разнообразных зверей Северной Африки и Переднего Востока, собирали дикорастущие растения... Пока «неолитическая революция» не сделала их многочисленными и могучими.

А вот к северу от Альп живут те, чьи предки охотились на мамонтов, рисовали зверей и людей на стенах пещер, накидывали попоны на лошадей, превращали одноцветных туров в пятнистую домашнюю скотину.

Потом их предки бежали с затопленных Всемирным потопом земель на юг, осваивали новые экологические зоны и постепенно растеряли достижения эпохи палеолита.

Но в них, жителях Северной Европы, сохраняется капелька крови тех, кто пришел в Европу с Переднего Востока 35-32 тысячи лет назад. И тех, кто жил в Европе до них... Кровь создателей Торральбы, Драхенлоха, Терра-Аматы, Монте-Чирчео...

Неолит северян

В начале IVтысячелетия до Р.Х. в Северной Европе появляется огромная общность: культура воронковид-ных кубков. Культура эта возникает на той же территории, где обитали люди культуры маглемозе. Судя по всему, они были прямыми потомками этой культуры. В VI-V тысячелетиях до Р.Х. носители культуры маглемозе освоили начатки земледелия и начали разводить коров... Не все, а некоторые их группы, на севере Германии и в Дании.

В IV же тысячелетии до Р.Х. культура воронковидных кубков затопила громадные пространства от южной Швеции до Дуная и от Баварии до Польши, а в Ш тысячелетии - и до Волыни. Само название происходит от характерной формы одного из сосудов - кубка в форме воронки с шейкой. Есть в этой культуре и сосуды для хранения сыпучих тел и жидкостей - пузатые, с круглым или плоским дном.

Клады каменных топоров, шлифованные мопЛги и тесла, микролиты, вставленные в костяные серпы, доказывают: это культура каменного века.

Воронковидные кубки выращивали тот же набор культур, что и «свайники»: горох, чечевицу, фасоль, просо, ячмень, пшеницу.

На поселениях воронковидных кубков находят сараи и помещения для сушки хлеба, амбары на сваях, дома-полуземлянки. Такие дома очень не похожи на сооружения на сваях. Свайные длинные дома - все же для более южного климата. Дома воронковидных кубков - жилища людей, вросших в суровую землю, где бывает настоящая зима с морозами и устойчивыми снегами.

Покойников воронковидные кубки погребали в грунтовых могильниках, позже - под небольшими курганами. Во всех погребениях - люди той же, хорошо знакомой нам нордической расы.

Северная Европа не ассимилировалась в полчищах пришельцев с Переднего Востока. Нордическая раса поступила хитрее: сама перешла к земледелию и скотоводству. Без смены населения, даже без массовой ассимиляции. Она вышла на совершенно новый уровень развития культуры, не поступившись сама собой.

Глава 8 НАЧАЛО АРИЕВ

Неолитизация Европы породила индоевропейцев.

К. Ренфру

По мнению большинства серьезных исследователей, именно с культурой воронковидных кубков связано появление предкового праиндоевропейского языка. Был ли это язык одного небольшого народа, на котором заговорили и другие, близкие к нему народы Северной Европы? Был ли это язык, созданный специально для общения между разнокультурными и разноязыкими? Или язык одного из племен, принятый для общения между людьми одной общности? Ученые спорят об этом. Есть много мнений, и все они неплохо обоснованы.

Во всяком случае, именно в начале IV тысячелетия до Р.Х. начал распадаться, делиться на дочерние языки этот древнейший праязык. Язык-предок для всех индоевропейских языков, на которых сегодня говорит больше половины человечества.

Индоевропейцев стали так называть потому, что нашли общие черты между языками жителей Индии и Европы. Мы не знаем, как называли себя люди культуры воронковидных кубков. Мы знаем, что часть их потомков, завоевавших Иран и Северную Индию, называли себя ариями, арийцами. До сих пор спорят, что означает это слово. То ли «лучший»... То ли «свободный»... То ли «лучший» и «свободный» одновременно...

Всех индоевропейцев не совсем правильно называть арийцами, да что ж поделать? Другие слова нам неизвестны.

Праиндоевропейский язык, язык воронковидных кубков, отражал реалии земледелия и скотоводства. Ворон-ковидные кубки стали земледельцами и невероятно размножились: теперь на небольшой территории могло жить очень много людей.

Как и все земледельцы, арийцы скоро заселили все, что могли, освоили свою исконную территорию. Им стало тесно, они начали искать новых земель для расселения. Желательно с похожим климатом и природными условиями. В отличие от жителей Переднего Востока они умели жить и вести земледельческое хозяйство в умеренном климате. В том же IV тысячелетии до Р.Х. из Северной Европы вырвался протуберанец - часть индоевропейцев ушла на Балканы и в Причерноморье. Эта «южная группа» арийцев затопила южнорусские степи. Возможно, там еще доживали свой век пока не доеденные мамонты и шерстистые носороги... Арии прошли мимо них, раскалываясь по дороге. Часть их осталась на Балканах и постепенно проникала в Малую Азию, Другие затопили Северный Кавказ, перевалили Кавказский хребет и начали осваивать Армянское нагорье и проникать в ту же Малую Азию.

Часть из них дошла до Южного Урала, а потом несколькими волнами затопила Западную Сибирь до Енисея и Казахстан.

Другие проникли в Иран, заселили его и двинулись в Северную Индию. Само слово Иран, кстати, и означает «страна ариев».

Во II тысячелетии до Р.Х. из Европы вырвались новые племена индоевропейцев. Они затопили Восточную Ев- pony, дошли до Сибири и вместе с первыми индоевропейцами «южной» группы проникли до самого Китая. До мутно-желтых вод излучины Хуанхэ, где кончаются мус-сонные леса и начинается привычная для ариев, любимая ими степь и лесостепь. .

В самой Европе они тоже вовсе не сидели спокойно. Во II и начале 1 тысячелетий до Р.Х индоевропейцы заселяют Скандинавию, Западную Европу, Апеннинский полуостров, Балканский полуостров, Британию и Центральную Европу. Уже в исторические времена часть ариев вторично завоевывает Прибалтику и Восточную Европу - балты и славяне.

Уникальные исторические объекты, доисторические свайные поселения, раскрывающие тайны далекого прошлого, были обнаружены на территории шести современных европейских государств, в том числе Австрии.



Всего было найдено 111 памятников, и в 2011 году доисторические свайные поселений в окрестностях Альп были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

По берегам рек и озер Альп и их предгорий люди эпохи неолита и бронзового века возводили свои дома на сваях. Раскопки лишь немногих из них полно и точно воспроизводят жизнь, культуру и традиции древних земледельцев. Являясь лучшими археологическими источниками доисторических поселений Европы, эти деревянные строения несут свидетельства о существовании множества разных культур прошедших веков. Соленая озерная вода прекрасно сохранила сами постройки, деревянную утварь, зерно, плоды и остатки тканей.

Многовековые наслоения хранят в некоторых местах до 25 поселений разного времени, последовательно залегающих друг над другом. Неповторимая история свайных поселений в Альпах, их высочайшая культурная ценность и отличная сохранность делают деревни уникальной частью мирового наследия.

В Швейцарии несколько объектов включено в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО :

Старый город Берна

Основанный в 12 веке на холме, расположился на полуострове, с трех сторон окруженном рекой Ааре. После разрушительного пожара, город был полностью перестроен в едином стиле. Первоначальные деревянные здания были заменены новыми, из песчаника, построенными в едином стиле с многочисленными аркадами 15-го века и интереснейшими фонтанами 16-го века. Средневековый город был перестроен в 18 веке, но сохранил свой прежний характер.

Три замка Беллинцоны

Горы Юнгфрау — ледник Алетч

Эта достопримечательности ЮНЕСКО включает несколько самых высоких (вершина Европы — с соседними Мёнх и Эйгер в окрестностях ), а также самый длинный ледник в Евразии (Алетч ). Эти впечатляющие пейзажи сыграли заметную роль как в европейском искусстве и литературе, так и в развитии и туризма в Швейцарию.


Тектоническая арена Сардона (Sardona)
на северо-востоке Швейцарии покрывает горную область с несколькими пиками, высотой больше 3000 м. Это исключительный пример формирования гор за счет столкновения плит, где можно посмотреть разные тектонические уровни, причем более старые пласты скал наползают на более молодые. Эта местность стала ключевой для решения геологических вопросов и построения нынешней научной концепции, сыграв самую значимую роль в истории геологии в 18 веке. Это не единственный природный пример подобных образований, но именной швейцарская Сардона является наиболее репрезентативной и доступной для посещения.

Пирамидальной формы, покрытая лесом гора Сан Джорджио (Monte San Giorgio) позади считается одной из лучших коллекций окаменелостей, оставшихся от морской жизни триасского периода (245 — 230 млн лет назад). Здесь сохранились следы жизни в тропической лагуне, отделенной от открытого моря береговым рифом. Благодаря этому в местной лагуне процветали разные виды жизни, включая рептилий, рыб, земноводных и др. Так как лагуна располагалась возле берега, то среди окаменелостей сохранились и следы наскомых, насекомых и рестений.

Доисторические альпийские свайные поселения

Сюда входят 111 маленьких отдельных остатков свайных доисторических поселений вокруг Альп, построенных примерно в 5000 — 500 гг до н.э. Хотя было расопано лишь малое количество поселений, в них содержится много полезной информации о жизне и торговле в аграрные неолитический и бронзовый века в Альпийской Европе. 56 таких поселений расположено в Швейцарии.

Памятники ЮНЕСКО в других странах: