Самые интересные достопримечательности Сахалина. Путешествие Антона Чехова на остров Сахалин. Путешествие по острову сахалин На южный сахалин своим ходом

Не секрет, что на Дальнем Востоке - в том числе и на Сахалине - преобладают автомобили из Японии: встретить, к примеру, в Южно-Сахалинске (административный центр Сахалинской области) «европейца» или тем более творение отечественного автопрома практически невозможно. Это не прихоть: из-за влажного морского климата автомобили, сделанные для других регионов, тут просто не выживают и рассыпаются с невероятной скоростью. Японские авто - исключение.

Климат Страны Восходящего солнца по понятным причинам близок к сахалинскому. Местные производители обрабатывают машины защитными составами, замедляющими процесс старения. Поэтому чаще всего на острове встречаются Nissan, Mitsubishi, Mazda. Обнаружить там какой-нибудь Ford или Chevrolet, не говоря о Citroёn или Renault, абсолютно нереально. Маркой же фаворитом у местных считается Toyota, что, в общем-то, не удивительно, ибо служит она, как правило, дольше остальных. Что же касается наиболее популярной модели, то по нашим наблюдениям, жители Сахалина, не отличающиеся, кстати, в большинстве своем высоким уровнем доходов в основном предпочитают становиться обладателями тех или иных генераций Toyota Corolla - одного из самых недорогих, экономичных и дешевых в эксплуатации авто в своем классе. Те, кто побогаче, впрочем, оригинальничать тоже не любят, передвигаясь на Land Cruiser.

В данном случае речь, разумеется, идет о «праворуких» авто из Японии и притом, далеко не новых. Проблема в другом: до недавнего времени сахалинский автопарк активно пополнялся, но сегодня растаможка многим попросту не по карману. Пошлина на японскую машину стоимостью в 500 тысяч рублей может доходить до 450 тысяч. Так что «ручеек», исправно пополнявший местные дороги относительно свежими авто, попросту пересох. Из-за чего на Сахалине сложилась не самая приятная для обывателя ситуация: цены на вторичном рынке непрерывно растут, но автопарк при этом стремительно стареет. В итоге, автовладелец, откатав год-два на своей машине, продает ее на 100-150 дороже номинала. И можно не сомневаться, что следующий ее владелец провернет то же самое.

Ценообразование в данном случае всецело зависит от новых поступлений. Машина, пригнанная из Японии, как правило, ввозится либо под клиента, либо с целью перепродажи. Во втором случае она попадает на портал «Авто Сахалин» (www.auto.sakh.com) - аналог «московского» «Авто.ру» с весьма негуманным по местным меркам ценником. Однако именно он, в итоге становится своеобразной отправной точкой для остальных продавцов, которые также приподнимают стоимость на свои машины.

Отличное вложение средств, скажет житель любого западного региона, но местным на самом деле не до смеха. Этот «инвестиционный» пузырь когда-нибудь обязательно лопнет, тем более, что риски с каждым разом все сильнее, ибо автомобиль, как ни крути, не вечен и когда-нибудь встанет окончательно. Однако выхода из этой ситуации пока нет. Логика элементарна: покупать даже сильно подержанную японскую машину в любом случае дешевле, чем покупать авто, только что привезенное из Японии. Даже несмотря на то, что оно довольно новое и с небольшим пробегом.

Впрочем, «пробег» в случае с Сахалином - вещь относительная. Протяженность автомобильных дорог на острове по меркам западных регионов не такая уж и высокая. Они, конечно связывают между собой все населенные пункты региона, но в большинстве своем это не асфальтовые трассы, а укатанные грунтовки, то есть понятие «машина в хорошем состоянии» тоже выглядит довольно условным.

Дело в том, что в грунте здесь много воды. То есть он отличается высокой подвижностью. Сейсмическая активность также вносит собственные коррективы. Поэтому асфальт на Сахалине долго не живет. Японцы, к слову, неоднократно предлагали заасфальтировать едва ли не весь остров вместе с сопками, однако, местные власти предпочли решать этот вопрос своими силами. Притом, «своими силами» в российском понимании - традиционный заплаточный ремонт, в который, как в черную дыру одномоментно вылетают все выделенные на это дело деньги.

Островной характер сахалинского региона отражается не только в ценах на авто, но и ценах на топливо. Они здесь весьма высокие. Литр 92-го, к примеру, стоит около 40 рублей. И это притом, что на Сахалине добывают и нефть, и газ. Добыча есть, но перерабатывать все это негде. Да и опасно это - регион-то сейсмически активный… В общем, ископаемые отправляют на материк и получают обратно бензин и солярку, но уже по совсем другим ценам. Кстати, кроме того, они еще и от времени года сильно зависят: зимой, когда танкеры с топливом просто не в состоянии пробиться к острову.

Иными словами, владение машиной на Сахалине - удовольствие достаточно дорогое. Но, как бы странно это ни звучало, сей факт ничуть не мешает местным властям всерьез обсуждать вопросы введения платной парковки в центре Южно-Сахалинска и других крупных городов острова. И хотя проект лишь обсуждают, однако, учитывая российские реалии, до его реализации дело может дойти уже в самое ближайшее время.

И все же. Если в Москве или других городах России, обладающих довольно развитой транспортной инфраструктурой это еще хоть как-то оправдано, на Сахалине ситуация грозит едва ли не транспортным коллапсом. Общественный транспорт на острове есть, но в основном он представлен автобусами и маршрутками - причем как «японцами», так и отечественными НефАЗами (Нефтекамский автомобильный завод). Стоимость проезда в крупных городах, в т.ч. в «столице» острова -15 рублей.

Альтернатива - вездесущие маршрутки. Их больше, однако вряд ли эти два вида общественного транспорта будут в состоянии справиться с возросшим пассажиропотоком в случае введения платы за парковку в центре.

Кроме того, тут есть еще одна проблема. Несколько лет назад маршрутками в основном управляли местные. Однако столичные тренды проникают и сюда. Сегодня подавляющее большинство водителей - гастарбайтеры. Однако, если в европейской части страны работодатели еще хоть как-то, но отсеивают совсем уж нецивилизованных «гостей», в данном случае система «фэйсконтроля» отсутствует в принципе. Если в крупных городах проблем из-за этого не слишком много, то в населенных пунктах поменьше местные жители рассказывают про дикие случаи, когда движение общественного транспорта полностью парализуется во время намазов (ежедневных мусульманских молитв): водители попросту бросают свои автобусы и маршрутки по центру дороги, и начинают молиться. И до тех пор, пока они не закончат свои обряды, движение не восстанавливается.

– самостоятельно или в составе туристической группы – поездка для тех, кому становится скучно в тепле и домашнем уюте. Домоседам здесь делать нечего, поскольку высокая влажность летом и сильные зимние вьюги, отсутствие комфорта и утомительные переезды могут испортить все впечатление о здешних красотах.

Как добраться до Сахалина

Цена на билет на сильно «кусается». Если грамотно отслеживать сайты авиакомпаний, то можно купить билет – всего за двенадцать тысяч. Но в сезон отпусков надеяться на такое чудо не стоит. Здесь средняя цена перелета будет составлять пятьдесят тысяч.

Второй вариант – поездка на поезде, но это очень долго. Точка прибытия – город Ванино, далее паромом.

Нюансы паромной переправы: что нужно знать?

Поскольку многие туристы попадают на остров на пароме, то важно знать, как правильно организовать переезд.

  • Заказывать и места для пассажиров, и парковочное место для машины нужно как минимум за месяц до предполагаемого времени своего приезда. Если этого не сделать, то перелет может оказаться напрасным. Сахалин так и останется мечтой.
  • Периодически нужно звонить в организацию «Дальтранссервис» и уточнять сведения о произошедших изменениях, поскольку точного расписания работы паромной переправы нет.
  • Перед приездом к парому надо обязательно звонить в кассу Ванино и подтверждать свой приезд. В противном случае забронированное место могут просто отдать другим путешественникам. Предоплата не принимается.
  • Во время поездки предлагается бесплатный обед (только один раз). Есть возможность принять душ (платно).
  • По приезду в Ванино нужно обязательно оформить пропуск.
  • Все, что потребуется во время переправы, нужно брать с собой. Спуститься в трюм к машине не позволят.
  • При входе на паром пассажиров осматривают и отбирают все спиртное.
  • Самые удобные каюты (но и более дорогие) находятся на верхней палубе.
  • В летнее время продолжительность паромной переправы двенадцать – четырнадцать часов. Зимой время поездки - от шестнадцати часов и больше.

Чем можно заняться на Сахалине?

Сахалин особенно привлекает заядлых рыболовов. Принимая во внимание здешние климатические условия, с этой целью на остров нужно отправляться в августе-сентябре. Если покупать билеты на этот период заранее – примерно за полгода, то можно значительно сэкономить.

Организованные туры от агентств будут стоить очень дорого, поэтому есть смысл организовать все своими силами. Даже готовая путевка «включает» только услуги проводника. Все остальное – лагерь, продукты, рыболовные снасти, стоимость пути – за свой счет.

Лето – отличное время, чтобы совершить пешее восхождение на гору Вайда или прогуляться по горному хребту Жданко. Интересным будет и местный дайвинг. Летние месяцы на Сахалине – время морского каякинга.

Сахалинская зима – это лыжи и, конечно, рыбалка.

… или, «Я нищеброд, но хочу на Сахалин»))

Уже не первый раз слышу от своих друзей и знакомых: «Я все думаю на Сахалине побывать,расскажи куда там можно сходить?»

Итак, начну с разочарования…На Сахалине, если у тебя мало денег, или нет друзей и знакомых с машиной,то посмотреть остров во всей красе тебе, мой дорогой друг-нищеброд, не светит. Давайте сразу условимся, что вы не обижаетесь на слово Нищеброд, а принимаете его как должное, потому что на Сахалине красивые места далеко, а цены на еду в раза 3-4 дороже чем в Москве. С арендой машин в Южно-Сахалинске проблемы. Вернее прокаты есть,но вряд ли вам дадут машину,чтоб уехать в леса, там где обычно непролазная грязища. Вот нашла один из немногих прокатов , но сами видите, машины тут скорее для города и междугороднего переезда. В принципе под мою статью такие машины подойдут).

*** Несколько изменений на момент 2019 года, а именно УРА! появились новые места авто аренды.

Но что делать, если у тебя, мой дорогой читатель Н, нет столько денег на аренду машины или попросту нет водительских прав? Тогда твой вариант это автобусы, маршрутки и пешие прогулки: переступать по земле Сахалинской и рассекать личиком воздух.

В этой статье я напишу о доступных точках, где можно хорошо отдохнуть, покопаться в песке, посмотреть пейзажи, половить рыбу и поночевать в палатке. Сразу скажу, если ты не любитель походов и ночевок в палатке, то лучше сюда не приезжать))

Итак начнем с перелета из Москвы. Конечный пункт прилета — аэропорт Хомутово, а в целом, вы прилетаете в г.Южно-Сахалинск. Расстояние примерно 8800,но самолет летит по определенной траектории и в среднем путь расстилается на 6600.

Под каждой картой я с любовью нарисовала понятные иконки где и что посмотреть, что можно делать, а чего не стоит. Красным обозначены иконки за которые можно получить люлей, например иконка красного лосося говорит о том, что люлей можно огрести от рыб.надзора или ГИБДД, если у тебя в машине нашли тушку рыбы))). Не пренебрегайте моими просьбами,которые обозначены в графе ВАЖНО.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ СПАТЬ ПОСЛЕ ПРИЛЕТА? : Дело в том, что самолеты из Москвы отправляются в основном вечером и прилетают в Южно-Сахалинск рано утром. Т.е когда на Сахалине утро, у тебя, мой друг уже глубокая ночь и по состоянию ты чувствуешь себя в глубокой…ну ты сам понимаешь)))) Если лечь спать по Московским часам, то по Сахалинскому времени ты проснешься в 3 ночи, потом опять уснешь, и в лучшем случае оклемаешься к обеду. Такое состояние я называю «Сонной Плюхой». А тебе просыпать нельзя, ведь ты же приехал путешествовать. Поэтому нужно дотерпеть до Сахалинского вечера и спокойно лечь спать. Посему пей кофе,бегай,иди гулять по городу, но не СПИ! Можно сварить кофе на Ред Буле, как один мой знакомый, который готовился к экзаменам.Он не спал 4 дня, но такой способ тебе не подойдет (сердце тебе еще пригодится), пей просто кофе и ешь, в этот день даже можно много есть)))

Все наши поездки будут с выездом из Южно-Сахалинска.

ПРОЖИВАНИЕ

Я там не была,но знаю, что он есть и это хорошо. Места лучше бронировать заранее, вот как купили билет на Сахалин, так и забронировали койка-место. Можно остановиться и в других отелях Южно-Сахалинска. Но они явно дороже. Хостелы, которые недавно появились (их стало больше, что очень радует):

И так пошли гулять!

Начнем с самого простого…

Южно-Сахалинск — Корсаков.

Все автобусы и поезда отходят с городского вокзала,который находится на площади Ленина.(там стоит огромный Ленин,как ни странно).

Доехать так же можно на поезде. Вообще по Сахалину проложена узкоколейная железная дорога, которая осталась еще от Японцев, которые жили когда-то на юге Сахалина. Поезда называются Матрисами (по правде они называются Модриза-моторизованная дрезина), но мы называли их просто Матриса (с буквой А) По размеру они маленькие, как детские паровозики.

Вообще вспомнить, как я ездила к бабушке в Корсаков на этом поезде..эх романтика! Если не знаешь куда пригласить девушку на романтический уикенд, пригласи ее покататься на Матрисе)))

Сам Корсаков очень пыльный город, но в нем осталось немного японских построек. Например Банк и пешеходная улица, колонны и пожарные гидранты. На въезде в город можно увидеть корабельное кладбище (правда его наверно уже распилили на металлолом) и высокую сопку, с которой открывается красивый вид на море и сам Корсаков.

По пути в сам Корсаков дорога будет идти волнами, вверх и вниз…и вот там где «низ»,распадок называется Падь. Чем интересно? Просто погулять. Насчет купания сложно сказать, потому что побережье относится к Анивскому заливу, и вода именно в этом месте застойная, а на дне тина. Вода конечно теплая, поэтому попу можно помочить.

Тут можно увидеть проходящий поезд, старые деревянные чаны, где японцы томили пойманную рыбу,она тухла в этих чанах и получалась приправа-соус. Так же можно пособирать осколки посуды и ракушки (Трубача например. Это такая витая ракушка, которую сначала отваривают, а потом жарят просто на сливочном масле с зеленью.)

Южно-Сахалинск- Анива.

Анивский пляж очень популярен, особенно для тех, у кого нет машины, чтоб добраться до других мест, ну и для тебя, мой друг-Нищеброд). Чем знаменит этот пляж? Тут можно накопать съедобную ракушку, которую мы называем Спизулой (я обычно ставлю после З букву Д). Копают ее либо лопатами с прорезями, либо пяткой. Ты сам увидишь людей, которые стоят по пояс в воде и крутят попами туда-сюда. Это они копают ракушку. Дома эту ракушку чистят и промывают хорошо в проточной воде, и делают из нее салаты или основное блюдо. Эти ракушки очень любят корейцы…наши,Сахалинские корейцы. Так же тут можно половить рыбу, покататься на банане, на водных мотоциклах или просто позагорать. Смущает мусор, который отдыхающие чуши оставляют после себя. Но ты же не свин, мой дорогой друг? Поэтому свои помои унеси с собой до ближайшего контейнера…в Южно-Сахалинске))))

Корсаков-Пригородное.

Под Корсаковом находится наша достопримечательность — Завод Сжиженного Газа (СПГ Пригородное). Весь газ, который добывают на севере Сахалина, по трубе идет к этому заводу. К заводу подплывает огромный плавучий танкер и уже сжиженный газ,заполняет газгольдеры танкера,и после танкер уплывает в Японию или другие нуждающиеся страны.

В Пригородном тоже есть пляж, на котором запрещено купаться,так как он находится в близи завода, но люди плевать хотели! Так что купайся на здоровье, лови рыбу и пляши. Главное не подплывай к кораблю, как это сделал один ненормальный. Его подняли на борт и дали люлей. Красная иконка на карте предупреждает о Люлях))) Будь внимателен, и твое вознаграждение — красивый закат.

Корсаков — пос.Озерский.

Это еще не самое далекое место, но посмотреть можно, а можно и пешком дойти если ты походник. От Пригородного (завод СПГ) еще около 13 км. Чем примечателен этот поселок? Ничем, кроме озер, на которых можно просто отдохнуть, или отдОхнуть, если ты шел пешком.

Если ты дайвер,то по пути в Озерский, примерно на 21 км находится база отдыха , где обучают дайвингу. Ее основал папин друг Толик. Так что если будете там проездом, передавайте привет!

Чуть дальше Озерского еще много интересного, в частности озеро Буссе, поселок Новиково, который считается медвежьим углом, заброшенная японская электростанция, озеро Птичье, карьеры и тд. Но туда надо ехать на машине с GPS навигатором. Есть вариант,как Нищеброду добраться до таких мест, но об этом в конце.

Южно-Сахалинск — Весточка (скала Лягушка и водопад)

Это однодневный поход. На автобусе,который едет до Охотска. Главное крикнуть,чтоб остановили в пос.Весточка. Это примерно 13 км от поворота на Охотск. Так как ты,мой друг Н, не на машине, то лучше зайти в сам поселок и спросить дорогу, откуда начинается походная экскурсия. До скалы Лягушка идти минут 20. На входе в заповедник будет полянка с домиками, и указатели. Самое тяжелое, минут 10-15 подниматься на саму скалу. Зато вид открывается шикарный. Про Лягушку можно найти Это место силы. Древние айны проводили тут ритуалы и напитывались энергией.

Чтоб увидеть водопад Айхор, нужно спуститься с Лягушки и другой тропинке идти около часа к водопаду. Можно найти попутчиков на нашем Сахалинском форуме.

Южно-Сахалинск — Охотское -оз.Тунайча.

Здесь тоже много интересного. Например ранней весной сюда прилетают Лебеди. Охотское море тут всегда холодное и всегда дует ветер, но с другой стороны где озера, ветра меньше. как раз на пляже озера Тунайчи люди и отдыхают. Недавно этот пляж облагородили.

В самом Охотске, при въезде, можно купить крабов и креветок, потом поехать на Тунайчу и перекусить))). Для любителей спокойного отдыха там же есть несколько баз отдыха в городке Охотское.

Туда уже можно добраться только на машине и только со знающим человеком. Пешком можно дойти,но опасно встретить медведя.

Ну что? Поехали в другую сторону?)))

Южно-Сахалинск — Холмск.

Холмск- город моряков, город порт. Именно отсюда ходят паромы на материк. Ну если вдруг вы посчитаете, что Сахалин это Богом забытое место и захотите сбежать поскорее)))

Автобус на подходе к Холмску проезжает Холмский перевал. На него можно взглянуть со смотровой площадки. Если вы не на машине, то можно попросить тормознуть на остановке у перевала, а потом пешочком дойти до города минут за 30. От Холмска, вдоль побережья идет дорога. По ней можно добраться до близлежащих поселков, а там пешком дойти до моря. До середины Августа вода в Татарском проливе теплая. Это побережье безмятежности и вальяжного отдыха. Тут можно попрыгать в волнах, половить рыбу, а ночью, сидя у костра, смотреть на звезды. Наши друзья вообще уезжают туда каждое лето недели на 3. Живут в палатках, моются в море, дрова возят из ближайшего поселка,ну и еду тоже.

Обычно в этих местах я собираю дикие букеты, из приморских трав и цветов, а так же мы собираем тут шиповник из которого делаем очень вкусное варенье. Пока шиповник не зацвел, можно набрать его розовых лепестков, засушить и использовать для чаепития. А еще можно подарить. По мне так очень хороший сувенир с Сахалина. Прочитать про это побережье можно

Если повезет, то можно будет увидеть нерп и касаток.

Добраться до Пионеров или Яблочного можно на автобусе из Холмска.

Прыгая в волнах или просто купаясь, будьте внимательны. В этом месте Разрывные течения. Если вас понесло в океан, не нужно паниковать. Как правило, разрывное течение длинной около 5-8 метров. Попав в такое течение нужно плыть параллельно берегу, чтоб выбраться из него.

Южно-Сахалинск — Невельск.

Добраться можно либо из Холмска, если вы уже там, или с Южно-Сахалинска.

В 2007 году в Невельске произошло землетрясение магнитудой 6.8. После этого город восстановили,построили много новых домов. Поэтому внешне он выглядит не так задрипано, как другие поселки. От Невельска идет дорога, которая упирается в пос. Шебунино, а дальше по побережью люди едут отдыхать с палатками. Чтоб добраться до тех мест,нужны либо попутчики, либо машина.

Отсюда видно остров Монерон. Попасть на него тебе не удастся, потому что поездка на 2 дня со своим жильем (будь то коробка из под холодильника или палатка), со своей едой, стоит около 27 000р. Этот вид туризма доступен только богатым Сахалинцам, или тем Сахалинцам, которые продали свою почку))). Монерон это заповедник. Обычно там ныряют дайверы и отдыхают верхушки нашего правительства. Но для галочки можно посмотреть с берега.

Так же, недалеко от Невельска есть водопад. Дойти можно либо по дороге,или по берегу, собирая остатки японской посуды, изоляторы и тд.

Едем на Север!

Южно-Сахалинск — Взморье.

До Взморья можно доехать на автобусе, который идет в г.Макаров.

Во Взморье можно так же купить крабов, дешевле чем в городе, а так же посмотреть на его главную достопримечательность — Тории храма Сираура дзиндзя. Перед отъездом можно пройтись по берегу и насобирать спичечный коробок Сахалинского янтаря. Сахалинский янтарь очень мелкий, и его вымывает река Янтарная. По цвету он темно- оранжевый, почти черный. Из него можно сделать сережки, запонки и просто поделки. Это конечно не Калининградский янтарь, но все же))).

В Макаров не поедем))- Далеко. Но есть одно место по пути до Макарова: хребет Жданко. До него лучше добраться на поезде из Южно-Сахалинска до бухты Тихая. Забраться на хребет, пройти по нему км 10, переночевать и утром уехать обратно.

Теперь Пешие прогулки!

Маршрут на ПИК ЧЕХОВА.

Ну тут, мой дорогой друг Н, тебе не нужно никуда ехать. Поход начинается с Городского парка. Попутчиков можно найти на Сахалинском форуме.

В поход нужно идти рано утром. Взять с собой калорийную еду, потому что подъем не из легких. Наверху так же понадобится непродуваемая курточка. Когда доберетесь до верха, ваше вознаграждение — брусника и шишки, которые можно есть в неограниченных количествах! Сам поход занимает примерно 5 часов. В зарослях будьте осторожны, там могут быть змеи. Гадюки не смертельные, но укус ее не из приятных. Если вас все же укусила гадюка, следуйте инструкциям по первой мед помощи и в последующие несколько дней нужно пить как можно больше воды или сладкого чая.

Заброшенная японская дорога.

В общем есть 2 варианта, либо идти весь путь, а это около 80 км, либо разбить на 2 раза и зайти на маршрут сначала со стороны Южно-Сахалинска, а на другой раз с Холмска.

Японская ЖД дорога функционировала до 1995 года. С тех пор по ней ходят только туристы. На этом маршруте сохранились уникальные японские инженерные сооружения: тоннели, галлереи и мосты. Один из таких мостов — Чертов мост: жд дорога делает петлю с скале около 800 метров и выходит на этот мост.

Если зайти на эту жд дорогу с Южно-Сахалинска, то можно дойти до грязевого вулкана. Это поход одного дня. Нужно сесть на поезд и доехать до станции Новодеревенская. А дальше идти пешком около 7 км. В пути можно познакомиться с медведем и змеями. Поэтому, мой вам совет: идти большой группой и петь песни, можно танцевать и играть на инструментах. Главное без балалайки, а то русские медведи, они же любят балалайки)))

Возьмите фонарик. Он нужен чтоб идти в тоннелях.

Если мы заходим со стороны Холмска, то нам нужно доехать на поезде до ст. Николайчук, а от нее через пару километров будет Чертов мост. Можно доехать на такси, но я тебя умоляю, ты же Нищеброд! Пройдя по Чертовому мосту, путь можно продолжить. Следующий мост — Ведьмин мост, но он горел и пройти по нему можно, но очень осторожно. Кстати если боишься высоты, можно пройти под мостом, но это труднее, потому что там глубокое ущелье.

Можно, дойдя до горелого моста, вернуться обратно, а можно пойти дальше и выйти в Чапланово (это трасса Южно-Сахалинск — Холмск). Так же можно пойти от Чапланово до Холмска,доехав предварительно на автобусе Ю-С — Холмск.

Сама я там еще не ходила, потому что группу мы так и не набрали, а идти вчетвером было страшно.

Время в пути, обозначенное на картах — примерное. Все зависит от того, будет ли это автобус, либо маршрутка, либо личное авто. Если едете на машине, будьте осторожны на Холмском и на Ловецком перевале. Имейте ввиду, что в лесу много медведей и змей. В случае с медведем, громко разговаривайте, стучите по ведрам, если идете за грибами. На природе не сорить! Я понимаю, что вы сейчас скажете, что там и так много мусора, но я вас просто прошу — не надо захламлять наш остров.

Тут можно заранее создать тему, спросить, есть ли добрые люди, которые смогут покатать вас и показать остров, или собрать пешеходную группу. Есть еще хороший клуб

Сахалин - далеко не самое привлекательное для туристов место. Когда речь заходит о дальневосточной экзотике, то в голове первым всплывает Владивосток или Комсомольск-на-Амуре. Символы природных сокровищ Сибири - Алтай и Камчатка, а ледяного экстрима - Якутия. На деле совершенно не обязательно объезжать полстраны, чтобы увидеть природу разных климатических зон, почувствовать себя на краю света и отведать деликатесов. Достаточно просто приехать на Сахалин.

Почти Япония

Лететь до Сахалина - как до Японии. Широкофюзеляжный забит под завязку - свободных мест нет ни в экономическом классе, ни в бизнесе. Богатых людей на далеком и загадочном острове, судя по всему, хватает и после посадки экс-губернатора Хорошавина и его команды. Ощущения, когда летишь до пункта назначения 8 часов 10 минут и за это время ни разу не покидаешь воздушного пространства родной страны, непередаваемые. Невольно задумываешься, как вообще можно управлять такой территорией из единого центра? Как можно ее освоить?

Когда самолет приземляется в аэропорту Южно-Сахалинска, понимаешь, что освоили мы ее так себе - здание аэропорта небольшое, рейсов в день - всего несколько штук, а закрывается аэропорт едва ли не в обед. О чем можно говорить, если Ту-154 воздушная гавань стала способна принимать лишь в 1985 году. И, тем не менее, аэропорт развивается. Пассажирооборот вырос с 663 тысяч пассажиров в 2008 году до 985 тысяч в 2017 году, а в следующем году обещают открыть новый аэровокзальный комплекс с телетрапами, отелем и многоярусной парковкой.

Примечательно, что строительство аэровокзала будет полностью профинансировано из регионального бюджета. Уровень! Впрочем, то, что Сахалинская область - регион очень богатый, понимаешь быстро. Нашу группу встречает трансфер на нескольких минивэнах бизнес-класса Toyota Alphard. Машины, естественно, подержанные, само собой, с правым рулем, но все равно впечатляют.

В ответ на включение зажигания вспыхивает большой центральный дисплей, мультимедиа-система что-то говорит по-японски, водитель быстро нажимает несколько сенсорных кнопок с кучей иероглифов и включает радио. Из колонок летит шансон. Все-таки это Россия. Двоякое ощущение будет со мной всю поездку: Сахалин невероятно отличается от всего того, к чему мы привыкли в центральной полосе, но при этом умудряется оставаться стопроцентно российским со всеми присущими нашей стране плюсами и минусами.

1 /10

Взять хотя бы трудовых мигрантов. Таких вы по эту сторону Уральского хребта точно не видели. Одетые в одинаковую униформу, они ходят по улицам Южно-Сахалинска строем с вожатым впереди. Дело в том, что на острове, как и в некоторых других регионах к востоку от Урала, роль гастарбайтеров играют северокорейцы, которые прибывают в Россию по договору между КНДР и РФ. Сотрудничество это восходит еще к 1970-м, и в 2017 году было названо рабством.

В действительности же, несмотря на по-настоящему тяжелые условия труда, северокорейцы мечтают оказаться на Сахалине, ведь всего за два-три года работы удается заработать внушительную по меркам КНДР сумму денег. Корейцы получают сущие копейки - не больше 12 000 рублей, но и практически ничего не тратят: живут в трудовых лагерях или общежитиях, централизованно питаются и фактически лишены досуга, так как надолго отлучаться из лагерей не рекомендуется. Правда, каждый рабочий должен отдать часть дохода северокорейскому государству, так что оставшаяся на руках сумма по нашим меркам выходит совсем смешной.

Тем не менее работа за рубежом считается в КНДР весьма престижной, и северокорейцам приходится давать взятки, чтобы на ней оказаться. Сахалинцы корейцами довольны. Иногда, правда, кто-то из них убегает в надежде на свободную жизнь в России, но, как правило, беглецов быстро ловят. В целом же ни о каком национализме или недооценке представителей других народов сахалинцами речи не идет. Тут любят и японцев, которыми многие местные откровенно восхищаются, и корейцев, которых на острове и вовсе три вида: те самые трудовые мигранты из КНДР, доморощенные корейцы (их на острове 5,6 процента населения) и южнокорейцы, которые инвестируют в местный бизнес.

На острове довольно много магазинов, ресторанов, турфирм и автосалонов, которыми владеют японцы и корейцы. Например, дилерский центр Toyota в Южно-Сахалинске открыл один из крупнейших дилеров марки в Японии. А любителям корейской и японской кухни в Южно-Сахалинске и вовсе раздолье - в городе множество ресторанов с аутентичными блюдами этих двух стран. Готовят, естественно, корейские и японские повара, владельцы тоже приезжие. Знание кухни и свежайшие продукты на выходе дают настоящий вкусовой оргазм. Столь вкусные суши и сашими я ел лишь в Токио и Нагое.

Дикий Восток

Сколько бы ни было японских товаров в супермаркетах Южно-Сахалинска, как бы ни были умны унитазы в отелях города, но сойти за Японию, пусть и провинциальную, у острова не получается. Слишком силен разрыв между богатыми и бедными. В центре Сахалина ничего нет. Жизнь есть на самом севере, где на шельфе добывают газ и нефть, и на юге, который был освоен за время японского правления с 1905 по 1945 годы.

Во время Японского правления на Сахалине было построено достаточно большое количество синтоистских культовых сооружений. На фото - взморские тории храма Хигаси Сираура Дзиндзя, что в местечке Взморье.

Сейчас большая часть полумиллионного населения острова живет на юге, но все деньги на севере. Добыча углеводородов и приводит к колоссальному разрыву в доходах и появлению статистики, которая создает ложное впечатление об острове. Например, средняя зарплата на острове на 44 процента выше, чем в среднем по стране, и близка к столичной. А в том, что касается ВРП (валовый региональный продукт), то по этому показателю Сахалинская область и вовсе находилась в 2015 году на уровне Великобритании. Москва, чтобы вы понимали, находилась на уровне Испании, а Московская область - Бразилии.

В действительности же на острове есть либо поднявшиеся на нефтяных деньгах нувориши, либо получающие не более 25 тысяч рублей бедняки. В поселках полно вызывающе скромных домов, а всевозможные сараи, гаражи и прочие подсобные помещения зачастую сделаны из морских контейнеров. При этом в Южно-Сахалинске я впервые в жизни стоял на светофоре, на котором автомобили Toyota Land Cruiser были абсолютным большинством - из 13 машин 11 представляли именно эту модель.

Вообще, внедорожники и пикапы Toyota - короли местного автопарка. Праворульные и проданные через официального дилера, привезенные из Америки и с Ближнего Востока, многочисленные Land Cruiser и Hilux всех поколений, Kluger и Highlander, Tundra и Sequoia, а также экзотический даже в Америке FJ Cruiser встречаются тут и там. Сахалинцы рассказывают, что на острове даже встречаются Toyota Mega Cruiser - эдакий японский «Хаммер», причем именно в армейской версии.

Свои автомобили Сахалинцы тюнингуют так, что улицы порой напоминают съемочную площадку очередной части франшизы «Форсаж». Если у вас внедорожник, значит, вы просто обязаны подготовить его для тяжелого бездорожья: лифт подвески, силовые бамперы, веткорезы, экспедиционный багажник и лебедка. Если же вы ездите на седане, купе или универсале, то не обойтись без занижения, огромного глушителя, красивых дисков и аэродинамического обвеса. И то ли сказывается близость Японии, то ли природный вкус, но выглядят все эти тюнингованные машины вполне гармонично и стильно.

Меня удивили другое - на спортивного вида легковых машинах ездят мужчины старше 40, а вот молодежь предпочитает внедорожники. Возможно, дело в том, что не обремененные семьей и детьми ребята много времени проводят на природе в различных походах, где нужна серьезная проходимость. Во всяком случае, в лесах южной части острова мы регулярно встречали компании молодых людей, с энтузиазмом штурмующих бездорожье.

Вид на бухту Тихая с окрестных гор. Пляж в бухте неоднократно признавался лучшим на острове.

На Сахалине вообще очень трудно отгородиться от природы. Вот и наш лагерь переехал подальше от рек на берег бухты Тихой, хотя первоначально размещаться мы планировали в глубине острова, где не так чувствуется ветер. Но местные отговорили - нерест лосося помешал. Если вы смотрели многочисленные фильмы про дикую природу, то знаете, что лосось возвращается нереститься в родную реку, перестает питаться и умирает после того, как откладывает икру. Запах разлагающейся рыбы делает ночевку в палатке на берегу реки невыносимой.

Когда же мы отправились в леса центральной части острова, то увидели множество медвежьих следов, перебегавших дороги лис, зайцев и других животных, идентифицировать которых в сумраке удавалось далеко не всегда. На Сахалине, чтобы слиться с природой в одно целое, совершенно не обязательно далеко отдаляться от городов. Казалось, только что мы шли на наших Toyota Hilux и Prado по руслу горной реки, и вот уже мчимся по океанскому хайвею вдоль восточного побережья острова.

Холодная Калифорния

Август на Сахалине выдался невероятно теплым. Моментами воздух прогревался до 27-28 градусов, а значит нужно не искать оправданий и лезть в воду. Местные предпочитают купаться в мелководных проливах Лаперуза и Татарском, но мы с коллегами не ищем легких путей и лезем прямо в Охотское море. Свободного времени на острове не так и много, поэтому тратить его на переезд на другой берег совсем не хочется. Тем более, что восточное побережье острова напоминает Калифорнию. Бесконечные океанские пляжи, отличная дорога с ровным асфальтом и логичной разметкой, зелень прибрежных сопок - для создания картины серферского рая не хватает только самих серферов.

Вместо них на пляже шириной с МКАД стоят лишь автокраны, которые сушат растянутые между двух максимально выдвинутых стрел сети. Рядом с ними лениво ходят несколько мужчин. Зачем-то подъезжаем с ними познакомиться. Первым к нам выходит крановщик: мужчина с животом титанических размеров и таким же титаническим перегаром. Один из рыбаков оказывается чеченцем. Но перегаром пахнет и от него.

Впрочем, ближе к Южно-Сахалинску пляж постепенно начинает оживать. С него исчезают краны, зато появляются палатки и тенты отдыхающих. Спустя километр-другой океанский берег уже напоминает муравейник. Кто-то жарит шашлык, кто-то играет в волейбол, кто-то загорает, туда-сюда постоянно шныряют машины. Ширина пляжа такова, что рядом с табором отдыхающих действует целое пляжное шоссе по две полосы в каждую сторону. При этом песок настолько гладкий, что для езды по пляжу совершенно не обязательно быть обладателем внедорожника - здесь ездят даже на откровенных «пузотерках».

О том, что мы не в Калифорнии, напоминают… вкопанные в пляж башни танков Т-54. Столь широкий пляж в советские времена воспринимался как потенциальный плацдарм для вражеского десанта, а вовсе не как наш потенциальный ответ австралийскому Серферс-Парадайс. О вторжении уже давно никто не думает, а башни служат аттракционом для детей, которым на пляже не столь весело, как можно было подумать, - в море их не пускают.

Но нас ограничить некому, поэтому паркуем машины, как только находим в этом муравейнике свободные места, раздеваемся и бежим в море. Первые впечатления исключительно положительные - прохладно, но ничего экстремального. Делаю еще несколько шагов, мгновенно погружаюсь по шею, встречаю первую волну и… с криками бегу назад. У самого берега вода успевает прогреться, но стоит прийти волне издалека, как становится невыносимо холодно. Пожалуй, правильно делают местные, что не купаются в Охотском море. Делать это можно только для галочки: мол, я тут был, в море окунался.

Полмира на одном острове

Сахалин - самый большой остров страны, вытянувшийся с севера на юг на 948 километров, вмещает в себя все климатические зоны нашей страны, кроме субтропиков и вечной мерзлоты. Хотя нивхи - коренное население севера острова - имеют статус коренного народа Дальнего Востока, который дает те же права, что есть у коренных народов Севера: рыбалка и охота без всяких квот, неограниченная заготовка леса, неограниченное водопользование и другие льготы.

Но проехать весь Сахалин практически невозможно - ни одна прокатная контора просто не даст вам автомобиль. Все машины оснащены GPS-трекером, и двигатель могут заглушить дистанционно, если вы заберетесь севернее определенной широты, либо съедете с накатанных дорог. Но даже поездки по южной части острова хватает, чтобы навсегда влюбиться в него и местную природу. Юго-западное побережье острова напоминает Ирландию или юг Англии: высокий обрывистый берег, изрезанный многочисленными бухтами, зеленые холмы без деревьев. И никого.

От Англии побережье отличается наличием многочисленных брошенных и полуразрушенных зданий, отвратительным качеством грунтовки и общим депрессивным ощущением. Юго-восточное побережье, как я уже говорил, напоминает Калифорнию, а в глубине острова можно найти и березовые рощи средней полосы, и напоминающие кубанские пейзажи лесистые сопки. Местами картинка за окном и вовсе навевает мысли об Аризоне: красная почва, оранжевая пыль, многочисленные пикапы и американский капотный грузовик, тащащий огромный оверсайз-прицеп с грузом, - нежная европейская техника в этих условиях просто не выживает.

На Сахалине есть и зажиточные поселки с обустроенными дворами, аккуратно постриженными газонами, вежливыми водителями и отличными дорогами, и настоящие гетто с пыльными грунтовками вместо улиц, заброшенными домами и умершими предприятиями. И разделять их может всего несколько десятков километров. Население Сахалина, как и всего Дальнего Востока, стремительно сокращается. Если в 1991 году на острове проживало 715 тысяч человек, то в 2016-м - 487 тысяч. В последние пару лет наблюдается рост, но небольшой. Человек уходит, природа наступает.

Казалось бы, сделать из Сахалина туристический рай проще простого: рядом большие рынки Японии и Кореи и необъятный Китай, а японцы, к тому же, любят посещать свои бывшие территории в приступе ностальгии по имперскому прошлому. Да и россиян затащить на Сахалин можно - климат тут мягче, чем во многих частях Сибири. Но пока тут, как и во всей остальной России, заняты другим: пьют и воруют.