Воспоминания машиниста-инструктора депо верхний баскунчак. Мертвое море РФ — озеро Эльтон в Волгоградской области Эльтон в годы войны

Озеро Эльтон расположено на севере Прикаспийской низменности, в 3,5 км западнее поселка Эльтон Палласовского района Волгоградской области. Уникальный природный объект, солёное бессточное самосадочное озеро, одно из самых минерализованных в мире, находится недалеко от границы с Казахстаном. Крупнейшее озеро в области и самое большое по площади минеральное озеро Европы.

Озеро Эльтон - главная достопримечательность этого края, - поражает своими необычными красками. Весной это огромное море, то лениво-синее, то темно-синее, предгрозовое, то воздушно-белое, когда ветер взбивает рапу в пену. Летним днем озеро - ослепительно белая чаша, наполненная полуденным жаром, на закате - чаша расплавленного золота, в которую садится огромный шар закатного солнца.

Но не только красотой уникально озеро. Главным его богатством является соль, малиновая от содержащихся в ней водоросли Dunaliella salina. Эта соль добывалась здесь на протяжении 115 лет (1747-1862 гг.). А на основе черных сульфидных солевых иловых грязей, залегающих в низовьях рек и по берегам озера, в 1904 г. была основана грязелечебница - современный санаторий «Эльтон». Эльтонская лечебная грязь не уступает грязям таких известных озер, как Саки, Тинаки и Мойнаки, а также грязям Мертвого моря. Соль, иловая сульфидная грязь и рапа (насыщенный солевой раствор) уже более 100 лет используются в местном бальнеогрязевом санатории для лечения различных заболеваний.

Озеро Эльтон могло бы называться «Мертвым озером», так как его минерализация составляет от 200 до 500 г/л, что в 1.5 раза больше знаменитого Мертвого моря. Интересно, что при своей достаточно большой площади (около 180 км 2), глубина озера весной достигает 1.5 м, а летом - всего лишь 5-7 см. Озеро играет важную роль как место остановок во время осеннего пролёта мигрирующих птиц, особенно куликов и журавлей.

В озеро с юго-востока и северо-запада впадают семь рек: Большая и Малая Сморогда, Карантинка, Солянка, Ланцуг, Хара и Чернавка. Каждая река имеет свой собственный облик, минерализацию и минеральный состав воды.

Название, возможно, произошло от монгольского «Алтын-Нор» - золотое дно.

Озеро Эльтон было известно ещё задолго до того, как стало популярным курортом. Уже во времена Ивана Грозного, после завоевания им Астраханского ханства, началась регулярная добыча соли на соляных озёрах тех мест. В то время слава астраханских соляных озёр была столь велика, что породила фантастические рассказы об их неисчерпаемости и высоком качестве соли.

Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны, 27 февраля 1747 г., Правительствующий сенат издал указ об учреждении комиссарства по добыче соли на озере Эльтон и началась активная разработка соли. В эти годы были проложены два соляных тракта от озера Эльтон до Николаевской слободы и до Покровской слободы, по которым потекла соль в российские губернии.

С 1865 года государственная добыча соли была остановлена и передана в руки частных предпринимателей. Большинство из них ринулось на озера Эльтон и Баскунчак. Из-за больших нагрузок и неплановых разработок, длившихся более века, в конце 1880-х годов отработка соли была там прекращена. Приблизительно с этого времени можно начинать отсчёт курортного предназначения озера.

Озеро представляет собой впадину между крупными соляными куполами на крайнем севере Прикаспийской низменности.

Площадь - 152 км², форма приближена к кругу.
Глубина - 5-7 см летом; до 1,5 м весной.
Уровень на 15 метров ниже уровня моря. Самая высокая точка Приэльтонья, гора Улаган (соляной купол), на 68 м выше уровня моря.
Питание в основном снеговое, через 7 минерализованных рек. На дне выходы солёных источников.

Озеро заполнено насыщенным солевым раствором (рапой), который весной распресняется. Минерализация составляет 200-500 г/л, что в 1,5 раза превышает концентрацию на Мёртвом море. В воде содержатся водоросли Dunaliella salina, придающие красноватый оттенок озеру. На дне озера - залежи солей (главным образом NaCl, KCl) и под ними слой минеральной сероводородной грязи.

До 1882 года на Эльтоне велась добыча соли, в 1910 году на его берегу основан лечебный санаторий «Эльтон» (перенесён на новое место в 1945 году). В 2001 году озеро и прилегающие к нему территории целинных степей (106 тыс. га) вошли в состав Государственного учреждения «Природный парк Эльтонский».

Климат резко континентальный, засушливый: лето жаркое (средняя температура июля 25 °C), зима умеренно холодная (средняя температура февраля −7 °C); осадков около 300 мм в год; постоянные ветры в течение года.

С 1910 года на озере находится грязевой и бальнеологический курорт. С 1945 года в 6 км к востоку от озера, в посёлке Эльтон (на ж/д станции Эльтон) функционирует санаторий «Эльтон».

В лечебных процедурах используются иловая сульфидная грязь и рапа озера, а также вода Сморогдинского хлоридно-сульфатного натриевого источника для питья. Грязь и рапу доставляют в грязелечебницу санатория; на озеро дважды в день организуются автобусные экскурсии к месту, где желающие могут принять «дикие» ванны в вырытых ямах. В санатории также возможно взять велосипеды для прогулок по заповедным окрестностям озера.

На расстоянии 3 км от санатория имеется минеральный источник (Сморогдинский хлоридно-сульфатный натриевый источник), вода которого по химическому составу аналогична широко известным «Ессентуки-17» и Смирновской (Кавказские Минеральные Воды).

Лечение заболеваний периферической нервной системы, органов движения и опоры, пищеварения, гинекологических и др.

Как добраться: от города Волгограда, на маршрутках дорога занимает до 6 часов, или поездом из Саратова или Астрахани тоже около 6 часов.

Координаты: 49°09"20.8"N 46°40"45.1"E

Озеро Эльтон
Мертвое море между Волгоградом и казахской границей / Каждую неделю мы выбираем одно место, которое непременно стоит посетить

Ниже уровня моря на 15 м | Санаторий «Эльтон» построен в 1910 году | В озеро впадают 7 рек | Расстояние от Волгограда 190 км . Другие


История

Соленое озеро Эльтон - это почти правильный овал площадью около 150 кв. км. Весной во время половодья его глубина доходит до полутора метров. Ну а летом, когда степь в Палласовском районе Волгоградской области напоминает духовку, бредешь по нему по щиколотку в воде, под ногами ломаются соляные кружева, а вокруг марсианский пейзаж, как будто ты на поверхности гигантского зеркала.

Здесь практически невозможно определить расстояние: в степи и так глазу не за что зацепиться, а идеально ровная поверхность озера создает впечатление, что находящийся километрах в шести поселок совсем рядом.


___

Из Москвы до Эльтона ежедневно идут 2–3 прямых поезда (около суток в пути)

Добычей соли на озере до XIX века занимались чумаки - люди, которые одновременно были и купцами, и воинами, и перевозчиками. Соль Эльтона, в отличие от более известного соленого озера Б­аскунчак, не чистый NaCl, она имеет множество примесей и горьковатый вкус. Именно поэтому ее перестали добывать еще в XIX веке, и озеро остается малолюдной, прекрасно сохранившейся природной достопримечательностью. Правда, здесь есть железнодорожная ветка и старинный санаторий, в который приезжают лечиться местным воздухом, рапой (соляным раствором) и сероводородной грязью. Но отдыхающих в нем немного, так как добираться сюда из ближайших больших городов нужно шесть-семь часов.

Легенда

Бытует мнение, что название озера происходит от калмыцкого или монгольского «Алтын-Нор», что означает «золотое озеро». Действительно, в определенное время суток, когда солнечные лучи отражаются в воде, озеро кажется золотым. К тому же в нем, несмотря на концентрацию соли до 500 г на литр, живут микроорганизмы, подкрашивающие воду в красноватый цвет.


___

Вода в Сморогдинском источнике рядом с озером по химическому составу аналогична «Ессентукам-17»

Однако, по данным некоторых историков, Эльтон - это просто английская фамилия. Где-то в середине XVIII века англичанин Джон Эльтон поступил на российскую службу в качестве не то картографа, не то астронома, не то архитектора. Он участвовал в изучении и описании малонаселенных окраин империи, но обязанности свои выполнял плохо и через некоторое время этой р­аботы лишился. Произошло это, скорее всего, не из-за его лени, а потому, что британское правительство проявляло слишком большой интерес к потенциальным колониям и торговым путям на Восток. Через Оренбургскую губернию и казахские земли, которые изучал Эльтон, как раз пролегали неблизкие, но имеющие свои преимущества дороги в Индию и Иран. Однако окрестности озера англичанин успел-таки описать и нанести на карту, чем и сохранил свое имя в истории.

Палласовский район расположен на северо-востоке Волгоградской области. На севере граничит со Старополтавским районом, на востоке-с Казахстаном, на юге - с Астраханской областью, на западе - с Николаевским, Быковским и Ленинским районами.

27 февраля 1921 г. был образован Торгунский район, а декретом ВЦИК от 15 мая 1923 г. он переименован в Палласовский с административным центром в с. Палласовка АССРНП, названного в честь ученого Петра Симона Палласа. Указом ПВС СССР от 7 сентября 1941 года в состав Сталинградской области были переданы из бывшей Республики немцев Поволжья семь районов, в том числе Палласовский. 27 июля 1950 г. к нему был присоединен ликвидированный тогда Кайсацкий район, а затем 15 июля1953 г.- и Эльтонский. В 1963 г. произошло укрупнение районов, в состав Палласовского района полностью вошёл и Старополтавский район, однако 4 марта 1964 г. он вновь приобрёл самостоятельность. В это же время решением Волгоградского облисполкома в целях укрупнения сёл были упразднены 140 хуторов, население которых было переселено в ближайшие сёла. Указом Президиума ВС РСФСР рабочий посёлок Палласовка 30 июня1967 г. преобразован в город Палласовка. Площадь территории района 10700 кв.км, население 47 тысяч 400 человек.

В годы Великой Отечественной войны на территории района дислоцировалось несколько авиаполков 8-й воздушной армии. В Палласовке располагался тогда филиал Каминского военного авиационного училища. Здесь 18 сентября 1942 г. в одном из воздушных боёв над Палласовкой курсант училища Сергей Танов таранил немецкий самолёт, но и сам погиб в этой схватке. На месте гибели ему установлен памятник.

Палласовцы гордятся своими земляками, прославившимися в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Более 3000 человек награждены орденами и медалями. За трудовой подвиг 1252 человека награждено медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

2 сентября 1943 г. нашему земляку Петру Александровичу Дранко, лично сбившему 10 самолётов и 2 в групповом полёте, совершившему 198 боевых вылетов, присвоено звание Героя Советского Союза, Рядовые Едиханов Абдулла Измайлович и Машков Михаил Иванович стали полными кавалерами ордена «Славы».

Трудящиеся Палласовского, Кайсацкого и Эльтонского районов в годы войны внесли достойный вклад в дело победы над врагом. В 1941 году, вместе с мобилизованными из Средней Азии, они вручную, днями и ночами, в любую погоду, выполняя задание Государственного комитета обороны, прокладывали нефтепровод Астрахань-Саратов, имевший важное стратегическое значение. С досрочным завершением этой оборонной стройки многие специалисты народного хозяйства названных районов влились затем в трудовые коллективы двух нефтеперекачивающих станций.

В тревожные летние дни 1942 г. на домах и школах, общественных зданиях райцентра и пос. Эльтон появились надписи, призывающие граждан отстоять родной Сталинград. Сотни колхозников, рабочих, служащих, домохозяек, подростков и стариков Житкура, Эльтона, Красной Деревни и других населённых пунктов вышли на сооружение оборонительных рубежей. В эти дни на территории Эльтонского района в сёлах Кочергин, Марс, Вишнёвка, Эльтон и Житкур строились 5 аэродромов. Для этого было мобилизовано 2932 человека, снаряжено 682 подвода, трудящимися выработано 17966 человеко-дней. Строительство аэродромов завершилось в течение 45 дней.

По постановлению Государственного комитета обороны на территории района в течение одного месяца 1942 г. было построено шесть железнодорожных разъездов, что вдвое увеличило пропускную способность на участие железной дороги Саратов-Баскунчак. Самое активное участие в строительстве приняли жители района.

В период Сталинградской битвы железнодорожники узла ст. Палласовка проявили массовый героизм, беспримерную самоотверженность, мужество и доблесть. Машинисты депо водили поезда с оборонными грузами. Под непрерывными бомбежками они своевременно доставляли на фронт вооружение и боеприпасы. В этом им помогали все железнодорожные службы. За образцовое выполнение боевых заданий и мужество командованием Южного фронта награждена группа железнодорожников, среди которых машинист И.М. Тучин (орден Красной Звезды), путевой обходчик К.Я. Цема (медаль «За отвагу»), стрелочница О. П. Бородачева и помощник машиниста паровоза А.Д. Кузьменко (оба награждены медалями «За боевые заслуги») и многие другие. Большая группа была награждена медалями «За оборону Сталинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.».

5 ноября 1943 г. по представлению командования фронта начальнику ст. Палласовка Георгию Григорьевичу Латунову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Большой вклад в дело Победы внесли также железнодорожники станции Эльтон, Кайсацкая и разъездов.

В годы войны сельские труженики района также помогали одолеть врага, обеспечивая фронт продовольствием. Они сдали государству более 1 млн. пудов зерна, 72 тыс. пудов мяса, 2 млн. 600 тыс. литров молока, 63 тыс. кг шерсти и другой сельскохозяйственной продукции. В Фонд обороны они передали только по займам и денежно-вещевым лотереям около 10 млн. руб. Кроме того, ими было собрано на строительство танков, самолётов и восстановление Сталинграда 400 тыс. руб. Отправлено в качестве подарков фронтовикам 12 т муки, 12 т печёных изделий, 12 т мяса, мясных продуктов и жиров, около 3 тыс. пар шерстяных варежек и носков, 243 пары валенок, много полушубков, ватных брюк и фуфаек, сотни шапок-ушанок и других вещей. Трудящиеся района отправили фронтовикам также около 6 тыс. индивидуальных посылок. Немалую помощь они оказали и семьям фронтовиков.

Подвиг палласовцев в Великой Отечественной войне никогда не померкнет в наших сердцах.

Основной призыв военнообязанных в Палласовском районе был осуществлён в 1941-1942-1943 гг. Количество воинов, призванных (мобилизованных) Палласовским РВК в период 1939-1945 гг., составило 13583 человека Людские потери района в 1941-1945 гт. составили 4115 человек.

Наибольшие потери район понёс в 1942-1943 годах - 2974 человека.

В районе установлено 15 памятников воинам, погибшим при бомбардировках и умершим от ран в госпиталях во время Сталинградской битвы. Памятники находятся в хорошем состоянии.

На территории района дислоцировалось тогда 24 госпиталя.

С 25 сентября 1942 года по 25 декабря 1943 года станция Палласовка входила в состав действующей армии и относилась к прифронтовой зоне.

В послевоенные годы район пережил бурное экономическое развитие. В марте 1954 года начинается освоение целинных и залежных земель. Район принимает сотни первоцелинников, идут эшелоны с новой техникой. Распахано 227 тысяч гектаров целины. В 1958 году получен рекордный урожай: 10 млн. пудов зерна. Большая группа работников сельского хозяйства отмечена высокими правительственными наградами. Звания Героя Социалистического Труда удостоены Затрудни В.А., Беленко П.А., Бухарев А.И., Терехов В. Я.

Второй целиной в развитии сельского хозяйства района стало строительство обводнительно-оросительной системы. За 10 лет работы площадь орошаемых земель в 1981 году составляла 27598 га. Полупустынный в прошлом район стал крупным поставщиком зерна в области. В 1978 году Палласовский район сдал государству 525 тыс. тонн зерна, что является наивысшим показателем за всю историю края.

На сегодняшний день основу экономики района составляет производство и переработка сельскохозяйственной продукции - зерна, продукции животноводства.

На территории района расположены бесценные природные заповедники. Это и Сморогдинский минеральный источник, пологая гора Улаган, знаменитая биологическая балка. А озеро Эльтон - истинная гордость района. Оно не только необычайно красиво, но и уникально по своим целебным свойствам. Здесь с 1910 года открыта грязелечебница в санатории «Эльтон». Эльтонский ландшафтный заповедник в настоящее время преобразован в Эльтонский природный парк. В поселке Кумыска с 1924 года действует Палласовский туберкулезный санаторий.

Районным центром является город Палласовка. Сегодня это красивый современный город с большим числом памятников истории и культуры, школ, библиотек и музеев.

А что знал об этом месте я? То, что оно фигурирует во всех списках «Заброшенные города России», гуляющих по Интернету. И то, что это единственный подобный лост-таун с пропиской в Волгоградской области. Если вы считаете, что таких сведений недостаточно для того, чтобы страстно захотеть там побывать, то дальше можете не читать.


Шоссе в никуда
В Житкур мы собрались с моим товарищем Женей, автомобилистом и геокешером . Распечатав пару страничек с описанием расположенного в Житкуре тайника (удивительно, но это один старейших тайников в нашем регионе - заложен ещё в 2003-м) и изучив карту, мы поняли, что только абсолютный безумец решится ехать в такую невероятную глушь ради одного лишь заброшенного города. Да, забыл сказать: Житкур располагается на юго-востоке области, в той части карты, где нет решительно никаких объектов - ни природных, ни рукотворных. Просто некая пустота, иногда перемежаемая надписями «урочище такое-то» или «кошара такая-то». Формально это Палласовский район, но на самом деле тут огромный кусок территории относится к закрытому административно-территориальному образованию «Знаменск» - большинство карт не акцентируют на этом внимания, лишь стыдливо обводя никак не откомментированной чертой кусок земли площадью с шесть-семь Волгоградов.

Дорога не представляла собой ничего особенного до самого Знаменска. Веселье началось именно у этого закрытого города. Во-первых, закрыт он в буквальном смысле слова: на въезде и выезде стоят контрольно-пропускные пункты со шлагбаумами, охраняют знаменское добро солдаты в серой форме. Проехать город даже насквозь, не имея пропуска, нельзя. Во-вторых, на наши вопросы о том, где здесь дорога на Эльтон (единственный ориентир на много километров, который может быть понятен несведущему), рядовой не смог ответить ничего. Ну то есть совсем ничего: «Дальтон? Шо за Дальтон?» Объяснить, можно ли как-то объехать вокруг Знаменска, он тоже не сумел, да и вообще у парня были серьезные проблемы с превращением звуков в слова, не говоря уже о компоновке слов в цельные фразы. То ли жара на него так подействовала, то ли он является очередной живой иллюстрацией состояния российской армии.

Объехать Знаменск труда не составило, тем более что атлас и GPS-навигатор дружно показывали нам шикарную асфальтовую дорогу, ведущую прямо в интересующем нас направлении. Но ни карта, ни навигатор не знали главного: прямая асфальтовая дорога ведет через несколько закрытых зон! Перед первой из таких зон на посту стоял ни много ни мало подполковник, который, в отличие от рядового, неплохо владел человеческим языком, да ещё и языком жестов - всё это позволило ему довольно понятно объяснить нам дальнейший маршрут. Признаюсь, впрочем, что мы сразу не стали ему ничего говорить про «Дальтон», а спросили дорогу к хутору Тунину (хутором его называю по наитию, так как никаких точных данных, село это, хутор или деревня, мне найти не удалось) - последнему очагу цивилизации перед тем, как мы ступим на многокилометровую проселочную дорогу, петляющую между кошарами и урочищами. Мы даже держали в голове легенду о некоем дедушке, к которому едем в гости - более здравого объяснения присутствия двух городских парней на 308-й «Пежо» в этой глухомани на ум не пришло.

Поболтав с подполковником и вбив в навигатор координаты Тунина, мы обнаружили, что купленные в магазинчике где-то у Третьего Решающего батарейки уже приказывают долго жить. Оказаться в чистом поле посреди военного полигона, имея возможность ориентироваться только по солнцу и, что весьма вероятно, звёздам, нам совсем не хотелось. «Ну, Жень, будем надеяться, что в Тунинском сельском магазине будут продаваться «пальчиковые» батарейки». «Какой ещё сельский магазин! Кто сказал, что он в этом Тунине вообще есть?» - переговаривались мы, проезжая мимо заброшенного хлебозавода, заброшенного кладбища и высматривая, где кончается пока не заброшенная газовая труба (именно там, по словам подполковника, нам и надо будет повернуть направо).


Бабкина избушка

Поворачиваем, вектор точно на Тунин. Взъезжаем на пригорок, видим идущего прямо на нас человека - первого гражданского с самого Знаменска. Человек подходит к машине и засовывает голову в открытое мною окно. Человек оказывается морщинистой бабкой с двумя зубами, пепельными волосами (в смысле - будто бы сделанными из пепла, знаете, если его так с клейстером перемешать и начать скручивать в тонкие макаронины), в ужасно грязной и рваной одежде, да ещё и с палкой. Ей-богу, мы бы не удивились, если бы у женщины была в руках коса - её облику этот предмет как нельзя бы подошёл. Спросив у старухи, верно ли едем на Тунин, я поспешно закрываю окно, а Женя даёт газу: бабка была из разряда тех людей, контакт с которыми ну вот никак не хочется продолжать. Весь день мы то и дело вспоминали это жуткое зрелище, вспоминали её жилище, обнаруженное за пригорком: куча хаотично сбитых досок и непонятного происхождения железяк. У этого «дома», отстоящего от всякой цивилизации, воды и еды на несколько километров, стояла на привязи ухоженная лошадь и невозмутимо кушала сено. Образ бабки верхом на этой лошади какой-то совсем уж апокалиптический.


Друг степей

Минут через десять попадаем в Тунин, который, оказывается, вовсе и не Тунин, а «Военный совхоз №31». Поселение в несколько десятков домов, не привлекательное ровным счетом ничем. 10-летний паренёк на мопеде подсказывает нам, где магазин. «Вот видишь, я же говорил, что он тут есть!»

Тунинский магазин - это комнатушка площадью пять квадратных метров, со стеклянной дверью. Нет, вы не ту стеклянную дверь представили, какую нужно. Надо представить пять толстых реек (четыре по периметру и одна по центру), между которыми закреплены два оконных стекла. За стеклом - прилавок, счёты, какой-то невероятный холод: советского кондиционера для столь маленького помещения более чем достаточно. Девушка средней миловидности (наши с Женей мнения на этот счёт заметно разделились, поэтому я и говорю «средней») продаёт нам восемь батареек, два мороженых и - в последний момент я решаюсь на это - большой сладкий рулет. Шоколадных батончиков подотряда сникерсовых, равно как и котлет по-киевски, в Тунине не купить, да и воскресный хлеб выглядел подозрительно пятничным, а есть уже хотелось. На глазах у изумлённого Жени, отказавшегося принимать участие в подобном непотребстве, я съедаю весь полукилограммовый рулет целиком: прикинув по карте, сколько нам теперь ехать до мало-мальской цивилизации, я решаю запастись энергией.


Парадный въезд в хутор Тунин

Пока мы пребывали в Тунине, парнишка на мопеде встретился нам по меньшей мере четырежды - бедняга со скучающим видом колесил туда-сюда по совхозу, в глазах его читались бессилие и покорность судьбе. Ну, может быть, я сочиняю, и мальчуган счастлив носить гордое имя «тунинца» или «военныйсовхозномертридцатьодинца», и ничего подобного в глазах его не читалось.

Почему я так долго рассказываю об этом хуторе? Да потому, что после него нас ждали добрых три часа тряски по грунтовой дороге, а где-то и по полю, в попытках понять, где же нужный нам путь - об этом особо ничего и не рассказать. Логичнее всего, оказалось, ехать по заданному в GPS-навигаторе азимуту. Это не приводило в восторг «хомяка» (почему-то именно так Женя называет свою «Пежо»), который для езды по кочкам и полям предназначен мало, но его, как водится, никто не спрашивал. Пару раз мы остановились сфотографировать сидящих у дороги орлов, разок - лошадей, ни разу - людей. Отмеченные на карте урочища и кошары в качестве ориентира оказались бесполезными - как понять по старой деревянной овчарне, какая это именно кошара? - так что единственным спасением был именно навигатор. Мобильная связь покинула нас сразу после Тунина, поэтому оставленный мною твит «Едем в заброшенный Житкур», в случае чего, мог бы стать единственной зацепкой при поиске наших с Женей бренных тел, лежащих на солнцепёке посреди бескрайнего поля. «А вот представь, - сгущал краски циничный Евгений, - что мы воякам не понравимся или заедем на какую-нибудь особо опасную территорию. Кто тут нас видел? Никаких свидетелей, пристрелят, да и всё».


Дорога была несколько пыльной

Кстати, о бескрайних полях. Прежде я мерил унылость степи по калмыцкому пейзажу, но теперь буду определять этот показатель по палласовским видам. Неоднократно по пути в Житкур мы оказывались в таких точках, где во все стороны до самого горизонта не наблюдалось ни дерева, ни куста, ни человека, ни коня, ни даже какой-нибудь балки или ямы глубже полуметра. Если бы по этой поверхности мог плыть корабль, то он бы точно позволил средневековому учёному доказать: Земля - круглая. За горизонтом скрывался бы сначала трюм, потом палуба, а потом медленно уходили бы за невидимый изгиб планеты корабельные мачты. Сжигать средневекового учёного на костре не было бы никакой необходимости: можно было бы бросить его прямо здесь, нежное палласовское солнышко прикончило бы его очень быстро.

Пункт назначения


Обелиск в Житкуре

Почему в этих местах появился в XIX веке поселок Житкур - воистину, загадка для меня. Вокруг на много километров нет ни воды, ни какой-либо растительности, почва не похожа на пригодную для земледелия, а скот фиг знает, чем кормить. Ладно если бы здесь жил десяток отшельников-старообрядцев или какая-нибудь бабка с косой и конём - но судя по найденным в Интернете историческим сведениям, здесь было не так и мало народу, может, несколько сотен человек, были даже кулаки, разбогатевшие на ветряных мельницах. И, что ещё удивительнее, люди готовы были воевать за эти места, делить что-то: весной 1919-го на Житкур напала толпа белогвардейцев, которая убила 66(!) местных жителей. Памятник погибшим и сейчас стоит в центре бывшего города. Обелиск с полтора человеческих роста, на нём барельеф, изображающий красноармейца, и надписи: «Житкурский райвоенком погиб в 1921 в борьбе за Советскую власть», «Этот памятник сооружен в память 66 коммунаров членов Житкурской ячейки РКП(б) зверски убитых белобандитами 5 марта 1919 года». Под списком фамилий - приписка: «А остальных 16ти коммунаров фамилии неизвестны». Рядом могила командира части Василия Ильича Демченко, «убитого белобандитами» в 1921 г.


Памятник Василию Демченко

А в сотне метров - почти исчезнувшее кладбище, где в 30-50-е гг. хоронили узников ближайших лагерей. Мы его с Женей почему-то не увидели (кажется, это был наш главным с ним фэйл), но предыдущие геокешеры писали о нем весьма эмоционально (реплика пользователя Скиталецъ от 3 октября 2007 г., я позволил себе исправить грамматические и пунктуационные ошибки):

«Житкур, до его появления на картах в качестве поселка, был лагерем. Одним из отделений Степлага. И эти страшные молчаливые кресты - единственное, что осталось нам от нескольких тысяч наших с вами бабушек и дедушек.

Вот скособоченная металлическая часть от какого-то механизма, воткнутая в землю, а две перекладины от этого механизма при помощи клёпок придают сходство с крестом. Еле заметные надписи из точек: «Здесь похоронилась Г.Н.И 1937». На другом кресте кривыми буквами: «Здесь лежит тело М.Г.Т Рожденная 1933. Упокоилась 1952». Девчонке было всего 19 лет.

Это реальный ужас. Десятки фамилий и инициалов, в основном женских. Убогие кресты, сделанные из подручных материалов на хоздворе. Некоторые из крестов настолько покрылись ржавчиной, что не прочесть уж более. Многие лежат на земле. Что смогли, поставили обратно».


Единственное дерево на руинах Житкура

В войну здесь был глубокий тыл. Столовые Житкура за 1942-1943 гг. обслужили 95 тысяч(!) эвакуированных. В 1953 г. село попадает в зону отчуждения: строится полигон в Капустином Яре, и эти места становятся опасными, поскольку оказываются прямо под траекторией пролета ракет. Люди, готовые все стерпеть, может, и остались бы тут под угрозой обнаружить в огороде ракетный корпус или снаряд, но военное командование непреклонно: Житкур и соседнее Лощино - расселить в Палласовский район.

На месте Житкура создан военный гарнизон, просуществовавший лишь до начала 80-х гг. Как только гарнизон перестал быть нужным Советской армии, его забросили, оставив небольшой наблюдательный пункт. Очевидцы вспоминают, каким был Житкур в 1992 г.: «Десятка два старых домишек, из них половина пустующих. На двух-трех домах - выцветшие советские лозунги. Единственная достопримечательность - магазинчик, куда раз в неделю завозили кое-какой товар из 31-ого военного совхоза». Село обрастало легендами - мол, здесь хранятся пойманные военными гуманоиды и сбитые «летающие тарелки», - и медленно умирало. Сейчас в паре километров от руин действует наблюдательный пункт, территория вокруг которого является запретной зоной - охраняют его, по обнаруженным в Интернете данным, трое солдат-срочников. Мне их почему-то жаль.


Руины

Создатели житкурского тайника оказались на удивление неточными в описании: «Тайник находится на вполне доступной территории бывшего населенного пункта Житкур, контейнер заложен в центре оригинального элемента уникальной конструкции. Приспособа, в быту именуемая белой эмалированной металлической кружкой, предназначенная для извлечения тайника, находится рядом в старом большом мотке проволоки». Что такое «оригинальный элемент уникальной конструкции, да еще и в описании 8-летней давности, мы с Женей пытались понять минут двадцать. Мы нашли отмеченное на фотографии дерево (это было несложно, потому что в радиусе 500 метров от обелиска оно всего одно), осмотрели все мотки проволоки (коих были десятки), спустились в руины какого-то фундамента и переворошили там весь сушняк (я даже пошевелил наиболее подозрительные кирпичи) - ничего. GPS в этом деле помощником не был: во-первых, точность его не превышает 10 метров, во-вторых, тайник со времени закладки вполне мог переместиться куда-то, что изменило бы координаты.

Когда мы уже собрались возвращаться к обелиску и начинать второй круг осмотра (что при 35-градусной жаре, отсутствии тени и головных уборок не назовешь приятным занятием), Женя вдруг обратил внимание на то, что в валяющейся недалеко от дерева покрышке (откуда во всех заброшенных местах и свалках всегда берутся покрышки и непарные ботинки, для меня загадка) не растет трава. Для справки, полынь и непонятная сухая колючка торчит в степи буквально из каждого квадратного сантиметра земли, который не является дорогой. И именно здесь, в сердцевине автомобильной шины - неужели именно этот предмет автор тайника назвал «оригинальным элементом уникальной конструкции»? - лежал присыпанный пылью и завернутый в два целлофановых пакета заветный контейнер.


Вскрытый тайник

Уважаемые геокешеры! Если вы читаете этот пост, позвольте обратиться к вам с призывом. Оставляйте в тайниках хотя бы мало-мальски интересные вещи, а не откровенный хлам! Потому что ехать шесть часов по закрытой территории и глухой степи в поисках тайника, а потом обнаруживать в долгожданном контейнере советские монеты, выцветшие новогодние ленточки и визитки давно не существующих компаний - как минимум обидно. Тем более, надо понимать: это такая глухомань, что тайник будут брать не чаще двух-трех раз в год. Изредка, видимо, дождь бывает даже в этих местах, поскольку содержимое пластиковой коробки было безнадежно испорчено: все, что могло промокнуть, промокло и, скукожившись, засохло; все, что могло заржаветь, заржавело и облупилось. Из всего хлама мы выудили для себя только две маленьких игрушки: Женя - керамическую корову (грязную и противно-шершавую), я - микроскопического крота с рогаткой, скорее всего, из поддельного киндер-сюрприза. Взамен положили диск с подробной информацией о ВолГУ и новенький аккуратный блокнот с логотипом какой-то волгоградской компании. Надеюсь, что от следующего потенциального дождя все это спасут пакеты.

Оглядев окрестности еще раз и еще раз прочитав надписи на памятнике, возвращаемся к «хомяку». Тайник взят, лост-таун оказался действительно «лост», но уже совсем не «таун», ехать тем же маршрутом домой неинтересно, да и к тому же рядом - локоть-другой по карте - чрезвычайно интересная цель: озеро Эльтон, которое ни я, ни Женя прежде не видели. Забиваем в навигатор новые координаты - поселок Отгонный, - включаем кондиционер и отправляемся дальше.

Соль на нашей коже
До Отгонного - название у этого населенного пункта настолько не запоминающееся, что мы именовали его то Загонным, то Занудным - дорога была ничем не лучше дороги к Житкуру. И пейзажи такие же, только теперь не попадалось даже кошар. Лишь когда мы увидели на горизонте тонкую белую полосу - «Кажется, это вода!», - грунтовка стала плотнее, вдоль нее появились линии электропередач и телефонные провода, а из колонок вдруг донеслись звуки радио. Женя делает погромче, мы слышим вступление к песне - кажется, что-то из репертуара «Европы+». Но тут вступает вокалистка - и поет она на казахском. Следующая песня тоже на этом языке. И диджей говорит на нем. И реклама - казахская.


Лиман недалеко от Отгонного

Едущий навстречу нам кроссовер - первые живые люди от самого Тунина - подмаргивает, прося остановиться. Из окошка выглядывает в меру представительный казах и спрашивает: «Ребята, а как доехать до Ленинска?» Переглянувшись, мы с Женей объясняем ему, что впереди его ждет несколько десятков километров унылой проселочной дороги, потом долгий путь по закрытой территории... Видим на заднем сидение двоих детей и предупреждаем, что дороги, в общем-то, нет, настолько она убита. Женя добавляет: «Ну, впрочем, на вашей машине можно проехать». Казах смеется, смотрит на нашего покрытого толстым слоем пыли «хомяка» и говорит: «Да-а, если уж вы как-то проехали!» Желаем казаху счастливого пути и, воодушевленные, движемся дальше. Грунтовка, по которой можно ехать 60-70 км/ч, а не 10-15, вкупе с близостью новой цели вызывает у нас восторг.

Озеро Эльтон - одна из интереснейших природных достопримечательностей Волгоградской области. Богатейший источник соли, который в регионе называют «местным Мёртвым морем», мы как раз таким Мёртвым морем и представляли: здоровый водоём, солёный настолько, что на поверхности воды можно спокойно лежать, почитывая газетку - ну, сами помните эти классические телевизионные кадры из разряда «Отдых в Израиле».

Но не тут-то было. Наивные горожане Евгений и Александр подъехали к берегу Эльтона и обнаружили, что никакой воды озеро не содержит. От места, где мы припарковались, и на много сотен метров вдаль - только колоссальные залежи сверкающей соли. Разуваемся и идём вперёд: в некоторых местах соль твёрдая и острая, как осколки автомобильного стекла, в некоторых - мягкая и приятная, как первый ноябрьский снег (если представить себе тёплый снег). Идём, идём, как вдруг - вот те раз! - чувствуем, что ноги наши уходят под землю. Чёрный, словно тушь, ил обволакивает их и оставляет тягучие следы, которые моментально засыхают под нежным южным солнышком. «Ямы» обнаружить несложно: там, где можно провалиться, видишь тёмное пятно от бьющего из-под земли (из-под соли земли?) родника. В тех местах, где родник бьёт сильнее, появляется настоящая лужа - Женя предпринимает героическую попытку в ней искупаться, но отказывается от затеи, почувствовав, что его откровенно затягивает в глубину.


Женя пробует искупаться в Эльтоне

Эльтон в этом месте пахнет болотом, но все равно поражает воображение. Представляешь себя муравьём, упавшим в солонку - настолько безгранично белое пространство вокруг тебя. Как и всякое величественное творение природы, солёное озеро наводит на мысли о Божьем промысле, удивительном и неисповедимом. Зачем здесь, посреди практически безжизненной степи, это чудо? Для того чтобы любопытные бездельники вроде нас приезжали, говорили «ах», наполняли белыми кристаллами ведро, возвращались в город и неделю рассказывали об увиденном всем подряд? Для того чтобы тихие казахи жили на берегу озера, смотрели на него каждое утро, пасли овец и хоронили дедов в каменной земле? Для того чтобы на его берегу построили санаторий, где люди, попивая кумыс и предаваясь лени, лечили бы свои суетливые болезни?


Издалека залежи соли похожи на воду

Посёлок Эльтон - настоящий очаг цивилизации по сравнению со всем, что мы видели после Знаменска. Здесь есть несколько магазинов, почта, кафе, сельсовет, библиотека - в общем, уже все, что и должно быть в райцентре, пусть он и был таковым более полувека назад. На улицах нами был замечен даже один «Форд Фокус» и даже несколько русских людей - хотя казахи составляют подавляющее большинство, и радио по-прежнему одно-единственное, то самое, что мы приняли поначалу за «Европу+». В магазинчике с милым сердцу названием «Анастасия» толстая и очень добрая казашка продала нам сухие и очень вкусные котлеты по-киевски и пару бутылок «Пепси»: первое было необходимо, чтобы утолить голод и почувствовать близость к Волгограду как малой родине, второе - чтобы ощутить свою причастность к большой цивилизации. Глубоко символический жест придал нам сил на обратный путь, который лежал через станицу Кайсацкую и славный своими арбузами Быковский район. Эти последние 350 км нашего путешествия мы провели в вялотекущей беседе обо всём подряд: сил много и громко говорить уже не было, впечатлений собралось масса, а нормальную музыку на компакт-дисках мы оба забыли дома.


Так вблизи выглядит соль


Улов

Итого: 15 часов воскресного путешествия стали одним из самых ярких событий июля. Геокешинг - это прекрасный повод куда-то выехать, и много теряют те обладатели автомобилей, которые проводят выходные перед монитором или телевизором. Ну да, такую вот банальность сказал я напоследок. Простите меня.

mood: calm

music: Curl "We Are Complex"