СМИ: в России предупредили о возможной остановке работы авиакомпаний. Самые худшие авиакомпании россии Эксперты объяснили, с чем связаны задержки чартерных рейсов

В авиакомпании сообщили о сокращении чартерной программы рейсов до 15 июня. Как поступить туристам, которые бронировали билеты на эти даты?

«ВИМ-Авиа» до 15 июня сокращает чартеры. Авиакомпания приняла такое решение, чтобы минимизировать веерные задержки рейсов из-за позднего прибытия трех воздушных судов с планового ремонта, говорится в сообщении перевозчика.

Проблема с вылетами у «ВИМ-Авиа» началась в конце мая, причем сложности возникли как у чартерных рейсов, так и у регулярных: какие-то отменялись, какие-то задерживались на несколько часов. 1 июня самолет, который должен был вылететь из Уфы в Сочи, был задержан на 15 часов. Вылеты отложены также в Магадане. Власти области пообещали разорвать отношения с авиакомпанией, если ситуация повторится.

В четверг руководство «ВИМ-Авиа» вызвали в Росавиацию. После беседы в ведомстве заявили, что перевозчику понадобятся еще несколько суток, чтобы полностью войти в расписание. О возможных последствиях для авиакомпании рассуждает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» «С учетом достаточно напряженного графика полетов, который был сформирован перевозчиком, несвоевременный приход после технического обслуживания трех широкофюзеляжных бортов не мог не сказаться достаточно драматическим образом на целостности программы полетов. Говорить о том, что двухнедельный перерыв приведет авиакомпанию к краху, не приходится, по крайней мере объем недополученной выручки не выглядит на фоне годовой выручки компании невосполнимой потерей. С другой стороны, если подобные прецеденты будут повторяться, то возможные риски для перевозчика увеличатся и со стороны заказчиков туристических чартерных программ, и со стороны авиационных властей, которые, мягко говоря, не в восторге от ситуации, если какой-нибудь из перевозчиков допускает длительные задержки рейсов. Мы видим, что в предыдущие годы Росавиация достаточно жестко реагировала на подобные прецеденты, если люди застревали в аэропортах на сутки и подобного рода сбои продолжались длительное время».

Причиной проблем с рейсами стали не только запоздавшие с ремонта самолеты. В конце мая сообщалось, что у «ВИМ-Авиа» не хватает экипажей: у многих пилотов к 20 мая закончилась санитарная норма, и они не могли летать до наступления следующего месяца.

Впрочем, в прошлом году авиакомпания тоже испытывала проблемы, и Росавиация даже предупреждала ее о возможности ограничить сертификат эксплуатанта из-за массовых задержек рейсов. Глава туристической компании «Гауди-тур» Евгений Потапов говорит, что с этим перевозчиком не сотрудничает:

Евгений Потапов глава туристической компании «Гауди-тур» «В прошлом году один из туроператоров имел блоки на «ВИМ-Авиа», и практически каждый рейс был либо с задержкой, либо с отменой. Был скандал, все лето барахлило. Поэтому в этом сезоне, хоть они обещали, что пришли новые самолеты, пополнился парк, но, как видите, то же самое. Я немножко попал с регулярным рейсом. У туристки был рейс в Сочи, и они за сутки позвонили, сказали, что он отменен. Компенсировали полную стоимость, тем не менее такой прецедент был».

Минтранс будет повышать уровни компенсаций пассажирам за задержки рейсов, чтобы повысить ответственность авиакомпаний в подобных ситуациях, сообщил РИА Новости глава министерства Максим Соколов.

На рейсах «ВИМ-Авиа» этим летом чартеры организовали такие крупные туроператоры, как Anex Tour, «НТК Интурист», Coral Travel, Mouzenidis Travel, TUI и другие, заявила «Интерфаксу» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Сейчас проблема перевозчика ляжет на их плечи, сказал Business FM советник руководителя Федерального агентства по туризму Дмитрий Горин:

вице-президент Ассоциации туроператоров России, советник руководителя Федерального агентства по туризму «Сейчас основную нагрузку по разрешению ситуации операторы взяли на себя. Увы, свободных самолетов нет, и, конечно, будет крайне сложно в течение двух недель найти замену этим рейсам, которые отменяет «ВИМ-Авиа». Сейчас Росавиация содействует туристическим компаниям в поиске возможных альтернатив, но с учетом начала высокого туристического сезона в этом году спрос на туристические поездки вырос на 20-30%, увы, это не так легко сделать. Сейчас, наверное, будут определенные изменения времени вылета рейсов, названия авиакомпаний, поэтому туристам, у которых ранее были оформлены билеты на «ВИМ-Авиа» мы рекомендуем отслеживать актуальную информацию через туристические компании. Туристы, которые сейчас уже находятся на курортах, будут перевезены авиакомпанией. По крайней мере так сообщается официальная позиция «ВИМ-Авиа». А туристы, которые еще не вылетали, сейчас будут перебронированы на рейсы других авиакомпаний или получат возврат в случае невозможности выполнения перевозки».

Как сказал глава Минтранса в кулуарах Петербургского экономического форума, ведомство контролирует ситуацию с задержками рейсов «ВИМ-Авиа» и отзыв сертификата эксплуатанта у авиакомпании на данный момент не планируется.

Несмотря на то, что специалисты заявляют о том, что санкции, введённые в отношении России практически не затронули сферу гражданской авиации страны, новости всё чаще показывают обратное, причём, эксперты полагают, что по своей сути, действительные цифры и масштабы этого попросту не озвучиваются.

Стоит уточнить, что в действительности, не конкретно санкции привели к большим проблемам, поскольку финансовые трудности наблюдались и ранее, но достаточно их усилили, тем самым минимизировав возможности отечественных авиаперевозчиков для дальнейшего развития.

Как хорошо известно, первые известия о финансовых затруднениях появились от авиаперевозчика «ЮТэйр », который несмотря на задолженность в почти 160 миллиардов рублей, всё же старается выкарабкаться из затруднительного положения. В дальнейшем, проблемы также появились и у других авиаперевозчиков, в том числе включая как самых крупных (авиакомпания «Трансаэро»), так и у второстепенных, работающих преимущественно на местных и региональных авианаправлениях.

Казалось бы, на сегодняшний день ситуация вокруг этого уже утихомирилась, ввиду чего предполагалось, что авиаперевозчики реструктуризировали свою деятельность и тем самым обошли санкции, однако, буквально на минувшей недели пришли отнюдь неприятные известия, демонстрирующие, что по своей сути, материальные проблемы у российских авиакомпаний только начали всплывать.

В конце минувшей недели у портала сайт появились сведения о том, что отечественный авиаперевозчик «Уральские авиалинии» просит у правительства государственные гарантии на сумму в 870 миллионов рублей. Сумма отнюдь не маленькая, и потому, первые предположения экспертов указывают на то, что по своей сути, у авиакомпании «Уральские авиалинии» имеются серьёзные финансовые проблемы, для решения которых нужны деньги и время, при этом, специалисты не исключили, что авиаоператор может стать следующим в цепочке выбывания авиаперевозчиков и сферы своей деятельности. Конечно же, все эти данные являются неофициальными, однако, как таковые они всё же могут иметь место.

Помимо прочего, буквально накануне появились данные о том, что против авиаперевозчика «Якутия» подан судебный иск о признании этой компании фактическим банкротом. Ранее уже существовали данные о том, что у авиаперевозчика «Якутия» имеются некоторые задолженности перед кредиторами, однако, учитывая последние новости, стоит предположить, что фактический долг больше, чем представляют его себе специалисты. Естественно, государство весьма сильно озабочено проблемой исчезновения крупнейших российских авиаоператоров, и потому, вероятней всего этим авиакомпаниям будет предоставлена помощь.

Специалисты предполагают, что до окончания финансовых проблем, крупным авиаперевозчикам следует объединить свои усилия, иначе, в противном случае гражданская сфера авиации может попросту остаться без авиакомпаний, что естественно приведёт к глобальным проблемам, чего допустить никак нельзя.

Авиакомпании могут много лет работать без прибыли, но отсутствие запаса средств в конце высокого сезона приводит к остановке, заявил Куделькин. Именно поэтому почти все последние остановки российских авиакомпаний происходили в августе - октябре, привел он примеры: «Дальавиа» (август 2008 г.), калининградская «КД авиа» (сентябрь 2009 г.), «Авианова» (октябрь 2010 г.), «Кавминводыавиа» (сентябрь 2011 г.), Sky Express (октябрь 2011 г.), «Авиалинии Кубани» (декабрь 2011 г.), «Трансаэро » (сентябрь 2015 г. - продолжала летать за счет «Аэрофлота» до 25 октября), «ВИМ-авиа» (сентябрь 2017 г.).

Остановкам предшествует быстрый рост флота, продолжил Куделькин: «ВИМ-авиа» резко нарастила его в 2016-2017 гг., «Трансаэро » особенно быстро росла в 2010-2012 гг., но по определенным причинам продержалась еще два года. Сейчас известно, что «Трансаэро» фальсифицировала отчетность, что позволило ей получать новые кредиты, к тому же в декабре 2014 г. правительстве решило дать ей госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд руб. - это убедило кредиторов, что государство не оставит второго тогда по пассажиропотоку перевозчика. Весь 2015 г. «Трансаэро» не платила за лизинг судов (было 106 в парке). Авиакомпании продают билеты вперед, поэтому высокий приток средств заканчивается уже в августе, продолжил Куделькин, но пик сезона продолжается и необходимо возить огромное количество пассажиров. «Если на август денег хватает, то что делать с выросшим флотом (а это дополнительные лизинговые платежи, по 5-6 экипажей на каждое судно) в низкий сезон, когда цены на билеты резко падают?» - говорит топ-менеджер российской авиакомпании.

Слишком много самолетов

Флот «ВИМ-авиа» вырос в I квартале 2017 г. по сравнению с I кварталом 2016 г. с 10 до 19-21 самолета, при этом ежемесячный налет на одно судно снизился с 252 до 144 часов, привел на заседании цифры профессор ГосНИИ Гражданской авиации Александр Фридлянд.

Уже во II квартале 2017 г. флот был 27 судов (12 во II квартале 2016 г.), а налет на судно упал с 313 до 202 часов, рассказал Фридлянд. При этом II квартал включает два месяца высокого сезона. В парке «ВИМ-авиа» преобладают широкофюзеляжные суда для дальнемагистральных перевозок (в основном Boeing-777) - «Аэрофлот » для себя рассчитал, когда брал широкофюзеляжные Airbus-330 и Boeing-777, что они для окупаемости операционных затрат должны летать 350-400 часов в месяц, продолжает эксперт.

«ВИМ-авиа» просто «не переварила» свой выросший флот, не смогла его загрузить, констатирует Фридлянд. Уже эти данные о росте флота и падении налета, которые получает Росавиации, говорят без всякого финансового анализа, что у авиакомпании серьезные проблемы, заявил он.

Рост флота сопровождается выходом на новые рынки, а новые направления сначала всегда убыточны, для их раскатки также нужен запас денежных средств, добавил замгендиректора S7 Group Куделькин. По нашему опыту, для раскатки нового направления надо два года и $2 млн (убытков. - «Ведомости»), рассказал «Ведомостям» топ-менеджер крупной авиакомпании.

«ВИМ-авиа» этим летом предлагала туроператорам самую дешевую перевозку в Турцию, рассказывали собеседники «Ведомостей» в авиа- и туриндустрии. «ВИМ-авиа» продавала кресла в Анталью по $200 туда-обратно, другие чартерные авиакомпании - по $240, говорил один из собеседников. С уходом «ВИМ-авиа» туры в Турцию в следующем году могут подорожать на 20%, считают в туриндустрии. Примерно 60-70% стоимости тура составляет перевозка.

Как распознать банкрота

За финансовым состоянием авиакомпаний следит Росавиация на основе представляемой ей ежеквартально отчетности по РСБУ.

Фридлянд считает, что, если парк перевозчика вырос более чем на 15% (к соответствующему периоду прошлого года), он должен ежемесячно в течение года отчитываться Росавиации о своих финансовых и производственных показателях.

Если налет флота упал на 15% (критическое падение - 25%), если загрузка кресел упала на 10%, если долг по операционной деятельности и по краткосрочным займам превысил выручку за три месяца (критическое значение - за четыре месяца), регулятор должен принять меры, говорится в презентации Фридлянда.

Росавиация должна обязать авиакомпанию предоставить гарантию банка или иной структуры в размере трехнедельной выручки от чартерных перевозок и полуторамесячной - от регулярных. Если у авиакомпании все-таки кончатся средства на операционную деятельность, гарантия будет финансировать развоз ее пассажиров.

Куделькин с ним в целом согласен: Росавиации следует сосредоточиться на контроле за двумя показателями авиакомпаний, представляемым ежемесячно, - чистом долге и остатке денежных средств на счетах.

Если чистый долг меньше 10% среднегодовой выручки, то авиакомпания может увеличить кресельную емкость флота на 15%, больше - только с внесением финансового обеспечения (депозит или банковская гарантия на 90 дней работы), предложил Куделькин. Если долг в диапазоне 10-25% выручки, то авиакомпании следует запретить рост парка. При долге в 25-35% компании необходимо реструктурировать бизнес с возможным сокращением флота, план надо согласовать с Росавиацией. При долге свыше 35% регулятор должен приостанавливать сертификат эксплуатанта, говорится в его презентации.

«ВИМ-авиа» должна банкам, лизинговым компаниям, аэропортам и иным поставщицам 10,8 млрд руб. на конец сентября. Ее выручка в 2016 г. по РСБУ была 17 млрд руб.

Руководитель департамента гражданской авиации Минтранса Светлана Петрова сказала на заседании подкомиссии, что Минтранс к 1 декабря представит усовершенствованную методику по оценке авиакомпаний.

При этом топ-менеджеры четырех авиакомпаний рассказывали «Ведомостям», что и нынешняя методика должна была позволить Росавиации увидеть проблемы «ВИМ-авиа» и вмешаться. Все собеседники считают, что именно регулятор виноват в возникшем в конце сентябре коллапсе «ВИМ-авиа».

В этом году курортный сезон в России запомнится не только увеличением спроса на выездной туризм, но и серьезными задержками рейсов. К примеру, в июне активно тиражировалась история с авиакомпанией «ВИМ-Авиа», задержавшей к середине первого месяца лета с конца мая порядка 170 рейсов. Разумеется, ждать в аэропортах приходилось и самолеты других перевозчиков. А с учетом того, что в июле-августе желания уехать в теплые края становится больше с каждым днем, вопрос перелета как никогда актуален. «ФедералПресс» выяснил, какие перевозчики задерживали международные чартерные рейсы чаще остальных с 1-го по 24-е июля.

Здесь надо отметить, что в июле задержки рейсов авиакомпаниями продолжились, причем, по данным Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ, Росавиация), их пик пришелся на первый день месяца. Тогда своего вылета в аэропортах России от двух до более чем 13-ти с половиной часов ждали пассажиры 13-ти российских авиаперевозчиков. Свои рейсы задержали авиакомпании «Якутия», Red Wings, «Ямал», «Россия», «ИрАэро», «Северный ветер», «Уральские авиалинии», «ВИМ-Авиа», «Икар», I fly, NordStar, Royal Flight и Azur Air.

Разумеется, не каждая из этих авиакомпаний задерживает туристов систематически, тем не менее, все из них на «доску позора» ФАВТ попадали за неполный месяц как минимум два раза. Поскольку пока нет более детальной статистики по количеству совершенных рейсов, в нашей подборке представлены пять перевозчиков с наибольшим, на наш взгляд, числом выполненных рейсов с задержкой более двух часов. При этом мы конкретизировали только те случаи, когда вылет был произведен более чем через 15 часов от заявленного времени.

Задержки на двое суток

Пожалуй, самые вопиющие случаи. В июле, по данным Росавиации, наиболее длительные задержки рейсов пока были у авиакомпании I fly . 23-го июля рейс Москва - Мугла был задержан на 47 часов, а рейс в Анталию - более чем на 44 часа, причем в случае с Анталией это повторилось и 24-го июля. 18-го июля эта же авиакомпания задержала рейс из Внуково в Анталию на 25 часов по причине неисправности воздушного судна. По нашим подсчетам на основеоткрытых данных ФАВТ , в общей сложности с первого июля авиакомпания задержала 46 чартерных рейсов более чем на два часа. Пик задержек пришелся на второе июля - 6 рейсов. На отдых в Турцию и Грецию тогда не смогли вовремя улететь туристы из Москвы, Санкт-Петербурга и Уфы.

Больше 10-ти рейсов за день и около 50-ти за неполный месяц

Не всегда отличается пунктуальностью авиакомпания Azur Air , прославившаяся еще под названием «КАТЭКАВИА» заведением самолета «с толкача». Второго июля перевозчик на 16 часов задержал рейс в Муглу по причине неисправности самолета. На этот же день у авиакомпании пришелся пик задержек - 11 рейсов, 7 из которых - в Турцию, 2 - в Тунис, по одному - в Испанию и на Кипр. Перелеты выполнялись из Уфы, Москвы, Краснодара, Красноярска, Омска, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. Всего же с 1-го по 24-е июля авиакомпанией задержано по разным причинам 47 чартерных рейсов.

28 задержек «Икара»

Еще один член «клуба опаздунов» - авиакомпания Pegas Fly , зарегистрированная как ООО «Авиакомпания «Икар». В июле перевозчик задержал 28 рейсов, 7 из которых 10-го июля. Жителям Москвы, Хабаровска, Минеральных Вод, Новосибирска и Екатеринбурга пришлось ждать в аэропортах вылета в Таиланд, Тунис, Болгарию и Турцию. Самые длительные задержки произошли 12 и 9 июля - рейс в тайский Краби из Якутска был задержан на 20 часов, а во вьетнамский Камрань из Южно-Сахалинска - на 17 с половиной.

Абсолютный лидер

Несмотря на рекомендации Росавиации скорректировать программу чартерных перевозок, авиакомпанию «ВИМ-Авиа» по-прежнему можно считать лидером по числу задержанных рейсов - 50 с 1-го по 24-е июля. В сводках Росавиации за этот период она упоминается 19 (!) раз. Пиковыми днями по числу задержек пока стали 3-е и 22-е июля - по 6 рейсов за день. Туристы из Москвы, Челябинска, Санкт-Петербурга не смогли вовремя улететь на курорты Болгарии и Турции. Но надо сказать, что задержки рейсов у перевозчика теперь менее продолжительные. По крайней мере, авиакомпания пока не замечена в задержке рейсов на сверх длительное время.

Скромно по сравнению с остальными

Еще один перевозчик, часто не отправляющий туристов на отдых вовремя - авиакомпания Royal Flight . Ее 12 раз за июль упоминает Росавиация. К примеру, 16-го июля авиакомпания очень хорошо запомнилась пассажирам рейса Томск - Анталия, задержав его на 22 часа. Десятого июля на 17 часов был задержан рейс из Новосибирска в Турцию, а девятого июля на 15 часов 30 минут - из Омска. Восьмого июля на 21 час был задержан рейс из Москвы в Тунис. В общей сложности за июль авиакомпания задержала23 рейса.

В большинстве случаев, как указано на сайте Росавиации, причинами задержек являются позднее прибытие воздушного судна в порт отправления или его неисправность. Реже - метеоусловия, решение авиакомпании и нехватка экипажей. К сожалению, довольно много рейсов задержано больше чем на 6 часов. Такое допускает большинство авиакомпаний.

При этом нельзя сказать, от какого критерия точно зависит число задержанных рейсов. Скорее, главным фактором здесь является то, насколько конкретный перевозчик рассчитал свои возможности. Подобная точка зрения была на одном из круглых столов 20-го июня, когда глава ФАВТ Александр Нерадько заявил о том, что с руководством авиакомпаний проведена беседа о корректировке чартерных программ и приведении их в соответствие со своими ресурсами.

Данные за прошлый месяц

Что же касается статистики по международным чартерным рейсам, выполненным из российских аэропортов за июнь, то она была опубликована на сайте Росавиации 17 июля. Надо отметить, что некоторых авиакомпаний из нашего списка за июль там еще не было и появятся ли они по итогам второго месяца лета - неизвестно, поскольку большую часть рейсов они все-таки выполняют вовремя.

Лидером же в процентном соотношении по числу выполненных и задержанных рейсов здесь является I fly - 215 рейсов было выполнено всего, из них задержаны - 39 или 18,1% от общего числа, причем 12 - более чем на 6 часов. Второе место заняла «ВИМ-Авиа» - 351 совершенный рейс, 55 задержано или 15,7%, из них 15 - более чем на 6 часов. Замыкает тройку авиакомпания «Ямал» , выполнившая 33 рейса и задержавшая из них 4 или 12,1%, один из которых - более чем на шесть часов.

Четвертое место в нашем списке занимает Red Wings - 87 рейсов выполнено, 10 задержано или 11,5%, из них 3 - более чем на 6 часов. Также в пятерку антирейтинга попала авиакомпания «Якутия» - 74 рейса выполнено, 7 задержано или 9,5% от общего числа.

Авиакомпании Azur Air , Royal Flight лидируют по числу задержанных рейсов на длительное время. Первая задержала более чем на 6 часов 16 рейсов, а вторая - 15. При этом первая выполнила вовремя 803 рейса из 853-х, а вторая 369 из 399-ти. То есть процент задержанных здесь не такой высокий - 5,9 и 7,5 соответственно. К этой же группе можно отнести авиакомпанию «Северный ветер» , задержавшую 37 рейсов, из них 13 более чем на шесть часов, но при этом выполнившую вовремя 385 рейсов или 91,2% от общего числа.

Фото:ФедералПресс / Екатерина Лазарева